Уцелевшие после массовых сносов XX века образцы деревянной и каменной архитектуры Симбирска требуют к себе бережного отношения и заботы.

Это главная мысль выставки «Что имеем – не храним…» в музее «Градостроительство и архитекту­ра Симбирска-Ульяновска». Она более чем уместна сейчас, когда идет обсуждение возможности возвращения городу его истори­ческого имени.

Создатели выставки пристрастно подошли к теме. Дело в том, что Государственный историко-ме-мориальный музей-заповедник «Родина В.И.Ленина»(в его состав входит этот музей) всегда вставал на защиту каждого объекта исто­рии и архитектуры, над которым нависала угроза уничтожения.

Как известно, город в 20-30-е годы прошлого века утратил культовую архитектуру, а в конце 60-х – боль­шую часть исторического ядра. Музей-заповедник расположен в центре Ульяновска, который меняется буквально на глазах, и музейщиков не может не волно­вать сохранность оставшегося культурного наследия. Из 175 городских памятников истории и архитектуры на охранной терри­тории оказалось 143.

По инициативе ГИММЗ отрестав­рировано 42 объекта. Восстановле­ны несколько фрагментов истори­ческого благоустройства, усадьбы 13 музеев. На исторических здани­ях установлены 169 мемориальных досок, а на улицах – семь фонарей с видами утраченных архитектурных памятников.

Однако выставка не об этих до­стижениях. Она – о нашем равно­душии к судьбе того, что осталось от Симбирска.

Под напором нового строитель­ства уходит от нас деревянное зодчество. У каждого из симбир­ских домов в причудливых резных кружевах наличников и фронтонов, в отличие от типовых зданий, было свое неповторимое лицо. Увы, но бывает, что рядом с оставшимися истинно архитектурными жемчужинами появляются уродливые сооружения, как это случилось с любимым многими горожанами «теремком» на улице Радищева.

Застройщик пошел на обман: вместо согласованного с музеем-заповедником проекта он начал возводить высокий особняк с мансардой, совершенно не сочета­ющийся с «теремком» ни по стилю, ни по этажности. Более того, был снесен входящий с ним в ансамбль старинный деревянный дом, ко­торый застройщик должен был реконструировать. В результате нарушен закон, нарушена архитектур­ная среда, подлинно симбирская по духу и по облику. Суд уже вынес решение о сносе третьего этажа и мансарды строящегося архитектур­ного «монстра».

Подобных казусов на выставке столько, что тенденция нашего по­истине большевистского отношения к культурному наследию очевидна. Мы продолжаем терять памятники один за другим, не испытывая при этом угрызений совести.

Дом-ателье выдающегося сим­бирского архитектора Федора Ливчака, чьи здания до сих пор

являются для современных зодчих непревзойденными образцами архитектурного искусства, внешне благополучен: все так же радуют глаз на фасаде майолика с глуха­рями и лепные птицы сирин. Но уже два года дом стоит без отопления. Если заглянуть внутрь, то можно увидеть, как со стен осыпается краска и штукатурка, всюду – сле­ды запустения. Запечатлевшие все это снимки – чем не материал для судебного разбирательства с арендатором архитектурного шедевра?

Рядом с отрицательными приме­рами градостроительства создате­ли выставки показывают варианты удобоваримого сочетания старины и современности. Пожалуй, у ар­хитекторов 70-х годов прошлого века, при всем их беспощадном отношении к старому Симбирску, было больше вкуса. Рядом с вы­соткой гостиницы «Венец» они оставили старинное здание Дома офицеров. Гармонично смотрится и соседство названной вертикали с домом Шатрова, нынешним Двор­цом бракосочетания.