Уцелевшие после массовых сносов XX века образцы деревянной и каменной архитектуры Симбирска требуют к себе бережного отношения и заботы.
Это главная мысль выставки «Что имеем – не храним…» в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». Она более чем уместна сейчас, когда идет обсуждение возможности возвращения городу его исторического имени.
Создатели выставки пристрастно подошли к теме. Дело в том, что Государственный историко-ме-мориальный музей-заповедник «Родина В.И.Ленина»(в его состав входит этот музей) всегда вставал на защиту каждого объекта истории и архитектуры, над которым нависала угроза уничтожения.
Как известно, город в 20-30-е годы прошлого века утратил культовую архитектуру, а в конце 60-х – большую часть исторического ядра. Музей-заповедник расположен в центре Ульяновска, который меняется буквально на глазах, и музейщиков не может не волновать сохранность оставшегося культурного наследия. Из 175 городских памятников истории и архитектуры на охранной территории оказалось 143.
По инициативе ГИММЗ отреставрировано 42 объекта. Восстановлены несколько фрагментов исторического благоустройства, усадьбы 13 музеев. На исторических зданиях установлены 169 мемориальных досок, а на улицах – семь фонарей с видами утраченных архитектурных памятников.
Однако выставка не об этих достижениях. Она – о нашем равнодушии к судьбе того, что осталось от Симбирска.
Под напором нового строительства уходит от нас деревянное зодчество. У каждого из симбирских домов в причудливых резных кружевах наличников и фронтонов, в отличие от типовых зданий, было свое неповторимое лицо. Увы, но бывает, что рядом с оставшимися истинно архитектурными жемчужинами появляются уродливые сооружения, как это случилось с любимым многими горожанами «теремком» на улице Радищева.
Застройщик пошел на обман: вместо согласованного с музеем-заповедником проекта он начал возводить высокий особняк с мансардой, совершенно не сочетающийся с «теремком» ни по стилю, ни по этажности. Более того, был снесен входящий с ним в ансамбль старинный деревянный дом, который застройщик должен был реконструировать. В результате нарушен закон, нарушена архитектурная среда, подлинно симбирская по духу и по облику. Суд уже вынес решение о сносе третьего этажа и мансарды строящегося архитектурного «монстра».
Подобных казусов на выставке столько, что тенденция нашего поистине большевистского отношения к культурному наследию очевидна. Мы продолжаем терять памятники один за другим, не испытывая при этом угрызений совести.
Дом-ателье выдающегося симбирского архитектора Федора Ливчака, чьи здания до сих пор
являются для современных зодчих непревзойденными образцами архитектурного искусства, внешне благополучен: все так же радуют глаз на фасаде майолика с глухарями и лепные птицы сирин. Но уже два года дом стоит без отопления. Если заглянуть внутрь, то можно увидеть, как со стен осыпается краска и штукатурка, всюду – следы запустения. Запечатлевшие все это снимки – чем не материал для судебного разбирательства с арендатором архитектурного шедевра?
Рядом с отрицательными примерами градостроительства создатели выставки показывают варианты удобоваримого сочетания старины и современности. Пожалуй, у архитекторов 70-х годов прошлого века, при всем их беспощадном отношении к старому Симбирску, было больше вкуса. Рядом с высоткой гостиницы «Венец» они оставили старинное здание Дома офицеров. Гармонично смотрится и соседство названной вертикали с домом Шатрова, нынешним Дворцом бракосочетания.