Ульяновцев просят потесниться
Власти Ульяновска и Ульяновской области показали, что интересы горожан для них на последнем месте. Вслед за проблемой дополнительного лекарственного обеспечения и доплатами за несуществующее тепло на горожан навалилась проблема уплотнительной или точечной застройки. С каждым днем она будет проявляться все чаще и сильней, распространяясь по Ульяновску, как зараза. Наблюдатели считают, что правила и законы, связанные с застройкой, разработаны в интересах застройщиков и чиновников области и областного центра. Впрочем, и эти правила не исполняются.
Так получилось, что в прошлом номере «Нового града Симбирска» я рассказывал о борьбе ульяновцев с улицы Отрадной Засвияжского района против точечной застройки. Жители не хотели, чтобы вместо их улицы Отрадной и исчезнувшей по велению чиновников зеленой зоны выросли новые девятиэтажки. Они не против строительства жилья – они против того, чтобы благо для одних делалось за счет нанесения вреда другим. Ту статью я заканчивал словами о том, что если чиновники не изменят своего отношения к ульяновцам и будут продолжать отстаивать личные интересы и интересы бизнесменов-застройщиков, получающих бешеные прибыли с выгодной застройки на внутригородских земельных участках, то беда ждет не только жителей с проданной улицы Отрадной – нас всех ждет Безотрадный тупик. И скоро эта беда переползет в Новый город.
Я ошибся.
Она уже переползла.
После публикации позвонил житель дома №17, что по проспекту Ульяновскому, и предложил посмотреть, как, несмотря на протесты жителей, вплотную к их дому невиданными темпами началось строительство развлекательного комплекса. Ситуация один в один похожа на те, что происходили на Отрадной, Промышленной, Рябикова. Принцип простой. Жители уверены, что перед ними зеленая зона, именуемая рекреационной, предназначенная для прогулок с детьми, отдыха, защиты зданий от наплыва мчащихся по проспекту автомобилей. Но однажды обнаруживают металлический забор. После этого выясняется, что стройка уже начата. Когда, как, почему, кто и на каком основании распорядился отдать под застройку этот участок, кто давал разрешение на строительство – все это остается тайной.
Посылаются письма во все властные инстанции, остающиеся без ответа, собираются многочисленные сходы, на которые не являются приглашенные представители власти.
У дома №17 по проспекту Ульяновскому особая форма. Когда-то, в советское время, это было такой задумкой архитекторов: сделать, чтобы на главном проспекте района авиастроителей ряд домов был полукруглого вида, чтобы тем самым скрасить слишком прямолинейную коробчатую структуру Нового города. А во внутренней части этого полукруга должны расти деревья, стоять вдоль аллей фонари, скамеечки, фонтанчики – все, что так любят наши новые архитекторы и власти, да только ставится все это не там, где надо. У такой зеленой ниши есть даже специальное название – курдонер. Курдонером (от французского словосочетания «cour dўhonneur» – почетный двор) называется парадный двор дворца, виллы, замка в виде сада, со стороны улицы огражденный сквозной оградой, а с остальных четырех сторон – частями П-образного или полукруглого здания. Но сады с фонтанами, светильниками и скамеечками были в старые времена. Нынче пошла другая мода. Теперь тоже есть забор, только строительный. Парадного двора с садом просто не будет, вместо него, судя по вывешенному плакату, все свободное пространство займет огромный «развлекательно-оздоровительный центр».
По словам жильцов дома Ульяновского, 17, они узнали о том, что на площадке курдорнера планируется стройка, еще год назад. Но тогда им удалось отбить атаку застройщика. Говорят, помогла прокуратура. Но это было лишь временное отступление. Следующая атака была стремительной. Забор вырос неожиданно, и в конце апреля жильцы дома собрались на сход. Больше всего возмущались жильцы первых четырех этажей, которые лишались не только зеленой зоны отдыха, но и солнечного света в своих квартирах. Впрочем, и жильцы других этажей возмущались, что из-за того, кто обогатится на будущем ресторане, они потеряют в стоимости своих квартир, и почему никто их не предупредил о таком весомом материальном ущербе. «Кто ж захочет покупать теперь нашу квартиру, закрытую развлекательным центром с шумом вентиляции, эхом близких стен и грохотом ресторанных мелодий?» – спрашивали они.
Приглашенные чиновники не пришли. В память о прошедшем сходе, на котором было более 150 человек, на заборе остался призыв к областному главе: «Губернатор, защити!». Но письма в Заволжскую администрацию, мэру и губернатору остались без ответа.
Официальное название компании-застройщика согласно паспорту объекта – ООО «СимбирскСтройИндустрия». Больше о ней ничего не известно, скорей всего, она создана совсем недавно. Как удалось выяснить, фактическим владельцем компании и главным заказчиком стройки является Инга Куприянова, прежде более известная как индивидуальный предприниматель бизнеса «Куры-Гриль». По данным, полученным в областном минимуществе, участок сначала был передан городом предпринимательнице Видмановой, а затем право аренды участка под строительство перешло к Куприяновой. К самим бизнесменам вопросов нет, если они делали все по закону.
Но с законностью действий власти и надо разобраться. Во-первых, можно ли вообще отдавать под застройку участки, предназначенные для озеленения, то есть для защиты граждан от неблагоприятных урбанистских факторов? В любом случае, это должно было согласовываться с городским комитетом по охране окружающей среды и природопользованию. Но главный эколог города Андрей Салтыков не может припомнить, чтобы кто-то приносил на согласование проект изменения назначения участка. По его словам, года четыре назад велись разговоры о том, как можно использовать эти курдонеры. Их три, и все на проспекте Ульяновском: дома 5, 13 и 17. У дома № 5 вместо сада уже стоит коробка магазина «ДА», выполненная в примитивистском стиле. Там тоже никто не спросил желания жильцов. Но у любого человека, имеющего хоть крохи художественного вкуса, подобное строение ничего кроме отвращения не вызывает. «Это зеленые зоны, – сказал главный эколог, – и когда рассматривалась возможность что-то там разместить, мы ставили свои существенные и серьезные условия, что это могли быть только небольшие, буквально «клумбовые» павильоны, огражденные от домов зелеными «кулисами» из высоких елей и иных деревьев». Салтыков тоже считает, что в курданерах место для зеленых насаждений, скамеек, аллей и фонтанов, однако, по его словам, ландшафтной архитектурой в Ульяновске никто не занимается, «и вообще никакого архитектурного надзора в городе фактически нет».
Как получилось, что город отдал курдонеры под застройку, узнать не удается. Тайна покрыта мраком. Архитектор Заволжского района ответила, что «все с этой стройкой законно», разрешение на строительство есть, однако разъяснять, как была перепрофилирована зеленая зона, не стала, сославшись, что такие комментарии не в ее компетенции. И.о. главного архитектора города Наталья Клейменова пообещала разобраться и дать ответ на следующий день, однако ни на следующий день, ни через день к ней уже не было доступа. В Интернете на сайте мэрии соответствующие постановления мэра найти было просто невозможно, потому что 2006 года, к которому оно относится, нет вообще, а сайта горархитектуры не существует. Это еще раз к вопросу об открытости власти. Зампред городского комитета земельных отношений пояснила, что город тут вообще ни при чем, «потому что все полномочия по выделению земельных участков вообще не у города, а у областного министерства земельных отношений, в соответствии с 237-м постановлением областного правительства от 2006 года». Но директор департамента земельных ресурсов областного министерства земельных отношений Ирина Красильникова ответила, что решение о выделении участка под строительство было принято еще в 2006 году мэрией, и областное министерство к нему отношения не имеет. Круг, как звучит в древних русских сказках, замкнулся.
Характерно, что ни городская Дума, ни мэрия не видят никаких нарушений в выдаче разрешений. На мой устный запрос в гордуме ответили, что жалобу жильцов рассматривали и убедились, что «там все законно».
Между тем по поводу законности выделения участка и разрешения на строительство есть большие сомнения. Дело в том, что еще в 2004 году был принят Федеральный закон N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», где говорится, что при изменении вида использования земельного участка положено проводить публичные слушания. Там же, в статье 6, говорится, что определение границ земельных участков многоквартирных домов тоже должно проводиться с соблюдением процедуры публичных слушаний. И даже в недавно принятых Правилах землепользования и застройки Ульяновска говорится о необходимости проведения этой процедуры при изменении планировки земельных участков. Но, как подтвердили в горархитектуре, по указанному участку никаких публичных слушаний не было. Если бы они были, вряд ли бы жители дома №17 согласились с присутствием развлекательного центра на парадном дворе.
Впрочем, по нынешним Правилам землепользования и застройки, власти могут сообщить о публичных слушаниях только в газете «Ульяновск сегодня» и собрать на них кого угодно. Предложения Общественной палаты о том, что слушания необходимо проводить только с теми, кто проживает рядом с выделяемым участком, и с извещением людей по месту жительства, так и не были включены в правила. Поэтому член Общественной палаты Евгений Лытяков и считает, что Правила были созданы под интересы чиновников и застройщиков, но никак не жителей города. А депутаты гордумы, от которых зависело внесение этого пункта, тихо проголосовали на «нужный вариант».
Остаются вопросы и к постановлению областного правительства №237, согласно которому «в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами города» все участки площадью более 200 квадратных метров находятся в управлении и распоряжении министерства имущества и земельных ресурсов области. Даже если в ситуации с Ульяновским,17 виновата только горархитектура, то во всех остальных случаях последующего выделения земли под уплотнительную застройку, в первую очередь, причастно именно областное министерство. Только в итоге распоряжается оно, а ответственности за это на нем никакой, потому что дальше за все отвечать городу. А мучиться – его жителям.
Бизнесменов можно понять. Для них главное – прибыль. Это логично и правильно, иначе не будет никакого развития. Им выгодно ставить рестораны, торговые центры и жилые дома не на окраине, а в сформированной городской структуре. Но на то, чтобы ограничивать их безграничные аппетиты, и создаются законы. Чтобы выгода одних не оборачивалась убытками и проблемами для других. И следить за этим должна власть города и области, которой народ доверил свою судьбу и свое благополучие.
Но власти продолжают молчать. Городските депутаты проблему не решают, областные – не хотят. Как сказал депутат заксобрания Алексей Куринный, единороссовское большинство областного парламента отказалось заниматься проблемой уплотнительной застройки, отметив, что не намерены вмешиваться в зону муниципальной ответственности. Можно было бы понять, но тогда надо отменить областной закон «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений» и 237-е постановление областного правительства, отобравшие у города права на землю. А вот этого никто не хочет делать, потому что земля сегодня очень важный объект влияния.
«Нам уже некуда больше обращаться, – сказала жительница Ульяновского, 17 Наталья Петровна. – Пока поняли только одно: все мы оказались в этой ситуации абсолютно беззащитными».
Не исключено, что в ближайшее время количество возмутителей чиновничьего спокойствия в доме №17 может стать меньше. Как пояснила мне в телефонном разговоре Инга Куприянова, их компания ведет работу с руководством ЖСК «Комплекс», к которому относится «дом с курдонером», обещает обустроить двор с другой стороны дома и поставить всем жильцам до 7 этажа пластиковые окна-стеклопакеты. Но даже если все жильцы дома согласятся и конфликт будет улажен (что сомнительно), это не изменит сложившейся системы. В Новом городе еще много зеленых участков, детских и спортивных площадок, куда можно поставить новые здания. На очереди, кстати, курдонер у дома по адресу Ульяновский, 13. По неофициальной информации, площадка под него уже выделена.
Так будет и дальше, потому что система пока не изменилась. Основанная на непрозрачности, безгласности и безответственности, она продолжает подвергать коррозии наш город.
Именно поэтому прошу считать эту и предыдущую публикации о точечной застройке официальным обращением к прокурору Ульяновской области Валерию Малышеву. Только прокурорская проверка поможет получить достоверную информацию и понять, кто виноват в том, что в «заботе об Ульяновске» власти забыли о его жителях.
А пока руководитель ульяновского Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов говорит, что раз надежды на власти нет, пришло время создавать общественный комитет защиты города от незаконной застройки. О том же говорят и некоторые депутаты от фракций КПРФ и «Справедливой России» областного Законодательного собрания.