Наш земляк заслуженный художник РФ Борис Склярук отметил 45-летие своей творческой деятельности. Борис Николаевич – гость “Вестника”.
Путь к творчеству
Борис Склярук родился 7 мая 1937 года в Приморском крае. А путь к профессии художника начал в городе Борисоглебске Воронежской области. По воспоминаниям маэстро, там он маленьким мальчиком начал посещать изостудию Дома пионеров. В 1961 году Борис Николаевич окончил Одесское театральное художественно-техническое училище. Работал художником-постановщиком на Борисоглебской студии телевидения.
В 1964 году Борис Склярук приехал в Ульяновск, четыре года спустя закончил факультет оформления печатной продукции Московского полиграфического института. Участвовал во всероссийских, республиканских, зональных выставках. В 1971 году приняли в Союз художников РСФСР (ныне России). Награжден медалью “За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина”, серебряной медалью Академии художеств России, медалью “Ветеран труда”. Имеет звание заслуженного художника РФ.
Классика точности
Начальный цикл творчества Бориса Склярука ознаменован графическими работами и гравюрами.
– Графикой, гравюрами, офортами, ксилографией начал увлекаться с юношеских лет. Данные виды классического искусства мне близки тем, что позволяют получить одновременно точное, четкое и тонкое изображение объекта, хорошо передают трагедийные моменты.
Тематическая палитра гравюрной коллекции Бориса Склярука – широка: древняя мифология, войны, иллюстрации к литературным произведениям. Каждая интересна, оригинальна, полна философского смысла. Другая отличительная черта гравюр автора – актуальность. Например, серия работ под названием “В мире не спокойно” появилась на свет в далеком 1982 году, но является и по сей день зеркальным отражением современных событий.
– Это были времена правления Леонида Брежнева. Для обычного гражданина – спокойные и стабильные, с бесплатным образованием, здравоохранением, низкими ценами и доступным жильем. Тем не менее сердце тяготила необъяснимая тревога, желающая выйти наружу. Так возникла гравюрная серия “В мире не спокойно”. Первый лист посвящен деревням, стертым с лица земли в результате бесчеловечных войн, невинным людям, пострадавшим от них. В качестве продолжения последовали -“Облава в гетто”, “Демонстрация против ядерной смерти”, “Забастовка”, “Бейрут в огне”.
Офорты –еще одна страсть Бориса Николаевича. Его любимая вещь – “Владимирская земля”, гимн художника храмам Суздали, Юрьева Польского.
– Не перестаю восхищаться рукотворными шедеврами древнего зодчества. Они такие нарядные, чистые, а архитектурные формы со временем стали мягкими, пластичными, своеобразной скульптурой.
На гравюрах Бориса Николаевича можно увидеть и трагические сюжеты с князем Игорем и Ярославной, героями “Русского характера” Алексея Толстого, “Короля Лира” Уильяма Шекспира.
Отдельная коллекция посвящена Ульяновску. Много городских достопримечательностей запечатлено для потомков рукой художника. На работах Бориса Склярука есть и бесследно исчезнувшие из города исторические памятники. Например, знаменитые чугунные решетки по улице Гончарова.
– К наступающему 360-летию города хотел выпустить тематический сборник гравюр, но меценатов не нашлось, а средств у самого не хватает на столь масштабный проект. Жаль…
Красивые сюжеты для картины
Живопись – второй творческий период Бориса Николаевича.
– Живопись–это краски, которые должны ложиться на то место, где им предназначается быть по рисунку.
Маэстро Склярук предпочитает отображать обычных людей за ежедневными заботами и делами, радостями, городские и деревенские сцены из мирной жизни.
– Все сюжеты – реальны. Например, “Вечерняя улица Гончарова” родилась после того, как я однажды вечером посмотрел в окно из мастерских Союза художников. Была осень, моросил дождик, много света, отражавшегося от фонарей, мокрого асфальта и окон типографии “Печатный двор”, уходившего в небо и возвращающегося отражением на землю. Невероятно живописная ситуация для картины.
Нашло свое место в творчестве Бориса Склярука и его увлечение путешествиями. Он неоднократно бывал в турпоездках по Болгарии и Польше, плавал по водам Байкала на яхте вместе с другом и всегда привозил массу впечатлений, которые превращались затем в полотна дома. А порой, завороженный увиденным, рисовал прямо на месте на одном дыхании. Именно так получилась акварель “Закопане. Каспровый верх”.
– На ней нет ни единого прикосновения карандаша, лихо написал кистью эту акварель, а после еще одну. Всегда движет желание поделиться редкими природными явлениями со зрителями. Так, ранним сентябрьским утром 2004 года мы плыли мимо скалистых берегов Байкала, накануне пережили ужасный шторм. Погода была после бури тихая. Мое внимание привлекло удивительное зрелище. Восходящее утреннее солнце на белом тумане создало сказочную “белую радугу”, которую я увидел первый раз в жизни. Такого никогда не придумаешь. Порой не нужно ездить далеко, наш край тоже богат сокровищами. Одно из них – Аленький цветочек, или по научному – пион узколистый, произрастающий на юге области, в Радищевском районе. Растение цветет всего несколько дней, поэтому нужно успеть застать данный процесс. Мне посчастливилось… И этюд с натуры “Лазорьки цветут” – всегда свеж своими сиюминутными впечатлениями.
Посещайте выставки!
Помимо художественно-изобразительной деятельности Борис Склярук в последние годы посвятил себя преподаванию. Работает на кафедре живописи, рисунка и скульптуры и кафедре художественного проектирования в Ульяновском государственном университете, делится опытом со студентами вуза.
“Что вы советуете своим воспитанникам и чему их учите?” – спрашиваем Бориса Николаевича.
-Советую побольше читать, причем не только о живописи, так как художник должен иметь широкий кругозор. Посещать выставки, чтобы собственными глазами увидеть, “как это делает мастер”. А учу создавать образ, высказывать посредством художественных приемов личную гражданскую позицию и мнение творческого человека, сохранять красоту. Хотя, конечно, научить этому без соответствующих способностей и желания самого студента невозможно. Но все же есть талантливые ребята, за успехи которых я искренне рад.