Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» инвестирует в выполнение комплекса противодеформационных мероприятий в Ульяновске до 2012 года более 775 миллионов рублей. Только в текущем году в укрепление Волжского косогора планируется вложить 75,1 млн. рублей.

Дело в том, что Волжский косогор на территории Ульяновской области относится к числу опасных объектов № 1. На протяжении линии железной дороги он занимает пять километров – с 892-го по 896-й. Ежегодно в период интенсивного таяния снегов и сезон дождей косогор находится под угрозой оползня. Как известно, у подножия склона проходят железнодорожные пути. Для того чтобы обеспечить безопасное движения поездов, здесь установлен пост наблюдения за состоянием косогора.

С 1995 года в оползневой зоне Волжского косогора ведутся капитальные работы. В текущем году в ходе реконструкции земляного полотна будет устроена волногасящая берма -12 тысяч кубометров ниже уровня водохранилища и 1,5 тысячи кубометров выше уровня реки Волги. Строителям предстоит также выполнить работы по закольцовке каменной бермы в объеме 30 тысяч кубометров, сделать ремонт автодороги вдоль косогора на протяжении более 2 километров, произвести большой объем других ремонтно-восстановительных работ.

А всего, согласно инвестиционной программе на 2008-2012 годы Куйбышевской железной дороги, как заявлено выше, на проведение противооползневых работ по укреплению косогора будет направлено 775 миллионов рублей. На эти средства намечено провести реконструкцию земляного полотна. В программу также входит ремонт сооружений Волжского косогора: штолен, лотков, дренажных прорезей и отсыпка контрбанкета. Так называется укрепляющее сооружение, состоящее из дренирующего грунта, горной массы, бетонных блоков, которое своим весом препятствует смещению земляных масс.

Соглашение между ОАО «РЖД» и Ульяновской областью о взаимодействии и сотрудничестве на 2008-2010 годы предусматривает совместное проведение противооползневых работ на Волжском косогоре с долевым участием. Доля инвестиций ОАО «РЖД» в укрепление склона составляет 70 процентов, Ульяновской области, с учетом привлечения средств федерального бюджета, – 30 процентов. На состоявшейся в конце марта текущего года рабочей встрече представителей Правительства Ульяновской области и компании ОАО «РЖД» было решено создать механизм, который позволит региону выполнить свои обязательства в рамках Соглашения по долевому финансированию противооползневых работ на Волжском косогоре.

НАША СПРАВКА

Деформации Ульяновского (Волжского) косогора начали проявляться еще с 1900 года. Первый серьезный оползень объемом 315 тысяч кубических метров грунта произошел в 1902 году на 895-896 километрах. Он сильно повредил железную дорогу и ряд городских строений. Сильные подвижки оползневого массива косогора происходили в 1904,1905,1927,1955, 1979,1991 годах.

Грандиозный оползень Симбирской горы случился в 1915 году. Он распространился на площади 1 млн. кв. м, разрушил подходы к строящемуся железнодорожному мосту через Волгу со стороны города и значительно повредил уже установленные конструкции.

Наиболее активно оползневые подвижки проявились в 1927 году, в результате которых были завалены землей кюветы, сдавлены водоотводные лотки, разрушены бетонные перепады, искривлены нижнее и верхнее строение деревянных мостов.

29 июля 1955 года внезапно произошли сильные подвижки оползневого массива косогора, вызвавшие перерыв в движении поездов на 30 часов. После чего, по проектам Ленгипротранса, был произведен комплекс восстановительных и защитных работ по укреплению Ульяновского косогора. В конце 1978 года оползневые процессы активизировались на 892 и 893 километрах косогора.

А весной 1979 года на 892 километре произошел крупный оползень, движение поездов было прекращено на четверо суток. Значительные деформации произошли также и в 1991 году.