Привлечение инвестиций в регионы – головная боль всех губернаторов. Особенно остро она проявляется в тех субъектах РФ, к которым либо в силу исторических и природных факторов, либо из-за невысокой управленческой компетенции властей, но интереса со стороны инвесторов не наблюдается. Глав таких территорий спасает умение делать громкие заявления, описывающие будущие златые горы.
К ее губернатора Виктора Кресса, превышает 1 трлн рублей. Но большая часть этой фантастической суммы пока остается только в мечтах, а не в официальных документах. О большом интересе со стороны инвесторов заявляют и в администрации Ульяновской области. На этой неделе из уст областных чиновников прозвучало, что инвестиционный портфель региона на сегодняшний день насчитывает 76 проектов на общую сумму 119 млрд рублей.
Ставка делается исключительно на крупный бизнес, на мелочи решено не размениваться. «Реализация инвестиционных проектов позволит создать 22 тыс. новых рабочих мест со средней зарплатой 25 тыс. рублей», – заявил недавно губернатор области Сергей Морозов. В числе приоритетных проектов, в частности, называются создание в регионе портовой особой экономической зоны на базе международного аэропорта Ульяновск Восточный. Стоимость проекта оценивается в 20,7 млрд рублей. Проект предполагает развитие аэропорта как исключительно грузового хаба с акцентом на техническом обслуживании и ремонте воздушных судов. По информации областного правительства, интерес к участию в проекте в качестве резидентов зоны проявили несколько крупных компаний, в том числе «Волга-Днепр», ETIRC Aviation S.a.r.l., «Авиастар-СП» и РОСТЭК. В рамках данного инвестпроекта запланировано строительство нового завода по сборке самолетов малой авиации «Эклипс-500», предназначенных для корпоративных перевозок по принципу авиатакси с высоким уровнем безопасности и комфорта по относительно невысоким ценам. Завод должен появиться в промышленной зоне «Заволжье» – очередном амбициозном проекте регионального истеблишмента. По имеющемуся замыслу, на территории промзоны появится ряд крупных промышленных предприятий.
В «инвестиционный список» входит также социальные объекты, например строительство Центра мониторирования артериального давления и сердечной деятельности, Центра крови федерального значения, Центра микрохирургии глаза, хирургического корпуса в областной клинической больнице совместно с венгерскими инвесторами. И даже торговые павильоны.
По мнению министра инвестиций и внешних связей Ульяновской области Дмитрия Рябова, всех инвесторов, по сути, привлекает один и тот же набор региональных преимуществ: логистический фактор, удобное географическое расположение, дешевые трудовые ресурсы и комфортный инвестиционный климат. «Если еще в 2006 году преобладали местные инвесторы, то настоящему времени прослеживается устойчивая тенденция увеличения доли российских и иностранных инвестиций, – говорит Рябов. – В настоящее время сформирована система оперативного контроля реализации инвестиционных проектов на уровне губернатора, включающая штаб по инвестициям. За крупными инвестиционными проектами закреплены кураторы из числа членов областного правительства – так называемая система „административный зонтик”. С 2005 года функционирует уполномоченный орган по привлечению инвестиций и сопровождению инвестиционных проектов – некоммерческое партнерство „Региональный инвестиционный центр”. Кроме того, заключен ряд соглашений между инициаторами инвестиционных проектов и администрациями муниципальных образований о сокращении сроков прохождения согласительных документов».
Получается, что при таком раскладе область имеет все шансы вскоре превратиться в универсальную инвестиционную площадку для федеральных и транснациональных компаний. Между тем в Ульяновской области уже привыкли к подобным красивым перспективам. «Не стоит думать, что инвестиции – это большой мешок денег, который нам привезут завтра. Инвестиции – это всего лишь планы, которые могут быть реализованы, а могут не реализоваться вовсе, – пояснил в интервью „Эксперту Online” ульяновский политолог Дмитрий Ежов. – На мой взгляд, для региональных властей инвестиции являются ключевым средством пиара, не более того. Думаю, что они не настолько наивны… А если посмотрим на действительность, то увидим, что сельское хозяйство лежит на боку, да и по многим другим позициям ситуация не лучше».
Представители общественности, в свою очередь, склонны считать, что региональные власти попросту блефуют, когда заявляют о том, что инвестиционный портфель губернии набит под завязку. По мнению президента Фонда помощи социально незащищенным слоям населения, бывшего депутата областного парламента Олега Горячева, «в области сегодня нет ни одного инвестиционного проекта». «Это только разговоры. Не столь давно, например, власти обещали построить крупный металлургический комбинат, намерения были грандиозные, но предприятие так и не появилось, – говорит Горячев. – Пока слова подменяют дела, говорить о какой-либо инвестиционной привлекательности не имеет смысла. Прежний ульяновский губернатор Шаманов совместно с голландцами хотел построить ветряные мельницы. Мы тоже все помним, чем это закончилось».
Аналитики же утверждают, что ни о каком «инвестиционном взлете» в Ульяновской области сегодня не идет и речи. «Да, темпы прироста инвестиций в области на 2−3% выше, чем в среднем по России, но никакого стремительного подъема нет, – заявил в интервью „Эксперту Online” заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления Института экономики и бизнеса Ульяновского госуниверситета профессор Анатолий Лапин. – Более того, в 2007 году отмечен спад по иностранным инвестициям на 5−7%. Главное наше преимущество – дешевая рабочая сила. По уровню средней заработной платы Ульяновская область на 71−м месте в России, а по уровню безработицы – в числе первых в Приволжском федеральном округе. Других привлекательных условий я не вижу – предоставить налоговые льготы область в силу ограниченности бюджета просто не в состоянии». По мнению Лапина, сегодня, безусловно, можно испытывать некоторый оптимизм, но «лучше смотреть на коэффициент полезного действия – сколько проектов в действительности будет реализовано».
Скепсис экспертов подтверждают и выводы специалистов рейтингового агентства «Эксперт РА». Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России [1], Ульяновская область отнесена к группе территорий «Пониженный потенциал – высокий риск», куда также входят Удмуртия, Дагестан, а также Воронежская, Читинская и Мурманская области.