В хмурый день 24 мая Ульяновск слегка встрепенулся от провинциальной дремы. Замерли со своими свистками постовые ГИБДД, прижались к обочинам лихие маршрутчики – по городу двигалась колонна автомобилей участников акции “Марш пустых канистр по убитым дорогам”

Шикарный «Ланд Крузер» и замученная ухабами вазовская «четверка», великолепный «Ауди» и подержанная «Волга» – все слилось в единую цепь, казавшуюся бесконечной. Цепь эта слепила сонные глаза обывателей светом фар и плакатами типа: “Цены как в Европе, а мы в глубокой …”

Наблюдательные ульяновцы отметили: в автомобилях находились молодые представители поколения «next».

– Кто вы и куда едете? – спросил я у лидера.

Лидер назвал себя: Константин Константинов, служащий коммерческой фирмы.

– По ряду автомобильных сайтов прошла информация, о том, что сегодня в стране проходит акция протеста, организованная движением автомобилистов “Свобода выбора». Решили ее поддержать. Ульяновск – инертный город, он спит, людей надо поднимать на защиту своих прав и интересов. Не все понимают, что подорожание автомобильного топлива ведет к подорожанию продуктов, коммунальных услуг, жилья, проезда. Так как Ульяновск не входит в сотню самых богатых городов России, считаю, что есть смысл пробуждать в людях чувство собственного достоинства. Акция проходит в 51 городе России.

(оформить врезом) Вопросы к властям

• Почему в России, одном из лидеров по объему добычи и экспорта нефти, цена на топливо выше, чем в странах, нефть закупающих – США и Китае, и зависит от цены нефти на внешнем рынке?

• Почему акцизно-налоговое бремя в цене 1 литра топлива в России доходит до 65-70%, когда в США лишь 30%? Из 22 рублей за литр 15 рублей мы платим государству!

• Почему, в то время как из-за плохих дорог Россия теряет до 6% ВВП в год, федеральное финансирование дорожного строительства в реальном исчислении находится на уровне кризисных 90-х годов?

• Почему автомобилисты России платят в виде налогов в цене топлива в госбюджет до 1трлн. рублей в год, а на дороги расходуется всего лишь 200 млрд. рублей в год?

«Антошка, пойдем копать картошку!»

Юрий Никоноров, студент экологического факультета УлГУ принял участие в акции, потому что его возмущает состояние дорог, и состояние отечественного автопрома. Он удивляется, почему к этим проблемам равнодушны непосредственные работники автотранспорта. Инициаторы акции протеста отправили предложения принять участие в “Марше пустых канистр по убитым дорогам” руководителям шести фирм, занимающимися перевозками пассажиров в Ульяновске – никто не откликнулся.

После разговора с Юрием, я решил проверить наличие чувства гражданского достоинства у водителей коммерческого и личного транспорта. Подхожу к стоянке такси у областной больницы. В одной из машин играют в карты, другие водители дремлют за рулем. Спрашиваю:

– Цены на бензин не кусаются?

– Ты чо, дядя? Цены совсем за…и!

– А в акции протеста против таких цен не хотите участвовать?

– За протест нам не платят. Гони бабло – поедем!

Еду на АЗС. Заправляется «Волга» ГАЗ-24. Хозяин, пенсионер -дачник Антон, мнение о “Марше пустых канистр” высказал определенное:

– Нас этому всему не учили. Мы картошку едем полоть. Туда-сюда – бензина на 500 рублей. Картошка золотой получается!

– Так что же вы не протестуете?

– Не умем и не хочем!

Защита в денежку зашита

Упрекать Антона за его гражданскую пассивность никто не собирается. Защиту прав таких людей как он взяло на себя несметное количество общественных и политических организаций. Понятно, что на «Единую Россию» рассчитывать нечего: ценовая политика в стране находится под ее контролем. ЛДПР может иногда рублем одарить, если занесет нелегкая в регион ее лидера. Строго говоря, эта партия, изжила свою функцию мнимой оппозиции, сейчас с ролью протокольного обличителя более успешно справляется «Справедливая Россия». КПРФ уже давно не воспринимается как способная на что-то политическая сила. Так называемые коммунисты высшего эшелона настолько крепко срослись с официальной властью, что тандем по праву называют Зитой и Гитой современной России. Вот почему в “Марше пустых канистр» не участвовало ни одного регионального партайгеноссе.

Ну, а где же были наши профсоюзы – официальные защитники прав трудового народа? Накануне акции я позвонил лидеру региональной федерации отраслевых профсоюзов. На мой вопрос об участии в акции господина Служевого его помощница ответила тоже вопросом:

-А какое отношение профсоюзы имеют к повышению цен?

Стал я искать причины профсоюзного равнодушия к главной народной беде — росте цен. Оказалось, что это равнодушие приметил даже сам Владимир Путин. “Вы знаете, – сказал он на последнем съезде ФНПР, – что за пятилетие численность ФНПР уменьшилась на 10 млн человек. Это серьезный сигнал, это значит, что привлекательность профсоюзной организации снизилась”.

По утверждению Сергея Храмова, лидера альтернативного профсоюза – СОЦПРОФа, – Федерация независимых профсоюзов России это не профсоюз в полном смысле слова, а скорее профком советского образца. Его близость к власти, а также собственность, доставшаяся от ВЦСПС и оцениваемая в $6 млрд., возможно, не позволяют в достаточной степени отстаивать интересы трудящихся.

Недаром говорят: «защита в денежку зашита». Поэтому у нас невозможно сегодня ни до кого достучаться, а, например, в Италии по призыву профсоюзов на улицы выходят 13 млн. человек.

Акция ульяновской молодежи “Марш пустых канистр по убитым дорогам” так выгодно отличается от формальных первомайских демонстраций и прочих мероприятий, которые проводят партийные и профсоюзные функционеры. Пусть неформальные лидеры пока «страшно далеки от народа», главное, что они преследуют не личную корыстную цель, обладают уникальным средством единения – всемирной сетью.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЛАСТЯМ

• Цены на топливо в России должны быть на уровне стран-экспортеров нефти, и уж точно – ниже, чем в США – не выше 15-16 рублей за литр.

• Государство должно жестко ужесточать ответственность за производство и сбыт “бодяжного” топлива, вплоть до тюремного заключения для руководителей фирм-производителей и продавцов.

• Налоги, включенные в цену топлива, должны аккумулироваться в Федеральном целевом дорожном фонде, который необходимо воссоздать, изменив запрещающую это статью 35 Бюджетного Кодекса РФ. Тогда чем больше автомобилисты будут тратить на топливо, тем больше денег будет расходоваться на дороги, независимо от желания конкретного чиновника. Иначе дорожную проблему мы не решим никогда!