Сегодня в Ульяновске открыли мемориал в память о погибших при кораблекрушении круизного лайнера “Александр Суворов”.
Четверть века назад корабль на полном ходу врезался в железнодорожный мост.
Погибли, по меньшей мере, 176 человек. Многие обстоятельства катастрофы неизвестны до сих пор – материалы дела сразу же засекретили.
Репортаж Олега Шишкина.
На этом памятнике нет ни имен, ни фамилий – искореженный металл мостового пролета, под которым оборвались сотни жизней, православный крест, корабельный якорь и дата – 5 июня 1983 года.
Вся церемония открытия занимает не больше получаса – вместо торжественных слов – протяжные гудки волжских теплоходов и троекратный воинский салют.
“Тот самый отпуск”, – вспоминают супруги Бескровные, – “должен быть праздником, а стал кошмаром”. Вечер накануне трагедии очевидцы описывают одинаково – было весело. Всех пригласили в кинотеатр – на верхнюю палубу. Палубой ниже шла дискотека. Все оборвалось в один миг.
Валерий Бескровный, пострадавший: “Сначала дернулось все и сверкнуло – короткое замыкание, а дальше светопреставление: рубка, кинозал в котором было человек 250 – все смешалось, и все прет на людей”.
В этой катастрофе до сих пор больше вопросов, чем ответов. Почему опытный экипаж, который до этого проходил ульяновский мост как минимум 17 раз, совершил чудовищную, но до обидного нелепую ошибку.
Огромный корабль пошел не через высокий судоходный проем моста, а в другой – гораздо более низкий. Верхнюю палубу срезало в считанные секунды.
В это время по мосту шел грузовой состав. Вагоны опрокинулись и вниз посыпались бревна, зерно и уголь. Рассказывают, что на месте грузового должен был идти пассажирский поезд, но он опаздывал, и диспетчер в последний момент пустил вперед товарняк. Позже – на суде – машинист состава выступил в роли свидетеля.
Любовь Бескровная, пострадавшая: “Он говорил, что сверху теплоход такой огромный выглядел, как будто, накрытый красной скатертью, так много крови было с перебитых перерезанных людей”.
Все обстоятельства трагедии моментально засекретили. Со стороны Ульяновск выглядел так, будто находился на осадном положении. Документы спрашивали даже на входе в магазины.
В этом деле, сохранившемся в архиве Ульяновского ФСБ, указана официальная причина катастрофы. Халатность экипажа. Всю вину суд возложил на капитана судна, приговорив его к десяти годам лишения свободы.
Он отсидел шесть – вышел по состоянию здоровья и уже на свободе умер от инфаркта. Точное число погибших в катастрофе неизвестно до сих пор. Данные расходятся. Одни документы говорят о 176 погибших. В других цифра еще больше.
Владимир Миронов в те годы был оперуполноченным ульяновского уголовного розыска. Вместе с другими его подняли по тревоге эвакуировать пострадавших. Худощавого, невзрачного на вид парня, без конца затягивающегося сигаретой у машины скорой помощи, он запомнил надолго.
Владимир Миронов, пенсионер, участник событий: “Этот парень был с женой в свадебном путешествии, когда они пошли на дискотеку на третью палубу, он обнаружил что забыл сигареты, и он пошел обратно – вниз. Когда все случилось, и он прибежал наверх, чудом услышал ее голос – как она его зовет, бросился в воду, нашел ее и держал е всю переломанную до тех пор, пока не подойдет катер”.
Тогда, с различными ранами в больницы Ульяновска поступило более ста человек. Большинство осталось инвалидами на всю жизнь.
Супруги Бескровные три года после катастрофы не выходили из больниц. Причем лечили их почему-то порознь – отдельно друг от друга. Валерий перенес 64 хирургические операции, потерял обе ноги – ходит на протезах.
Теплоход “Александр Суворов” и сейчас перевозит туристов. У него уже давно другой капитан и другая команда. И здесь ничто не напоминает о трагедии. Только в Ульяновск корабль теперь не заходит.
www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_title_id=122692&p_news_razdel_id=1