Сколько в Ульяновской области работает иностранцев, правда ли, что со старыми загранпаспортами не будут пускать за границу, а также когда, наконец, город «очистят» от таджиков-цыган? На эти и другие вопросы корреспонденту «НГ» ответил начальник УФМС России по Ульяновской области Андрей Алексахин.
— Скажите, больше стало иностранцев приезжать к нам?
— Экономика области на подъеме, поэтому количество иностранцев увеличивается год от года. Например, только работающих иностранцев по сравнению с прошлым годом увеличилось почти в два раза. В основном это выходцы из СНГ. Но у нас официально работают еще где-то 50 вьетнамцев, есть гости из Турции. На 1 июня этого года на учете в Управлении состоит 32 работодателя, имеющих разрешение на привлечение иностранных работников. В этом году в Ульяновской области работало почти 4 тыс. иностранных граждан. А на миграционный учет мы уже поставили около 11 тыс. иностранцев. С прошлого года введена новая система регистрации иностранцев. Если раньше им необходимо было прийти в управление, выстоять очередь, то теперь достаточно зайти в любое почтовое отделение, там же заполнить соответствующий бланк и прислать его нам по почте. Процедура упростилась. Поэтому многие теперь стараются легализоваться.
— Но, наверное, есть и нелегалы?
— На прошлой неделе в ходе рейда на улице Пушкарева на строительстве торгового центра мы выявили 80 нелегально работающих иностранцев. А однажды мы вышли на человека, которого разыскивал Интерпол. Это было в прошлом году. Он оформлял у нас какие-то документы. Мы «пробили» его по базе данных, и оказалось, что он в международном розыске. Сообщили в УВД. Тогда мы вызвали его в управление якобы получать документы. Он пришел, а здесь его уже поджидали оперативники.
— Андрей Петрович, у нас в городе есть своя примета. Как на улицах Ульяновска появляются таджики-цыгане, значит, пришло лето. Как боретесь с ними или смотрите на это сквозь пальцы?
— Да, это проблема. Цыгане у нас гастролируют каждое лето. Но нельзя сказать, что мы ничего не делаем. Например, летом 2006 года мы отправили из области 48 таджикских цыган. Все сделали цивилизованно, через суд. Посадили их в автобусы, довезли до казахской границы, а там переправили дальше. Но чтобы бороться с ними, нам нужна помощь. И прежде всего участковых. Ведь мы не занимаемся оперативной работой. Притом большая проблема, как быть с женщиной и ее детьми. Ведь в камеру не посадишь, так просто не выпроводишь.
— Другая больная тема — загранпаспорта. Полтора месяца люди ждут, постоянные очереди…
— Сейчас стало намного легче. Конечно, проблема есть и очереди будут, но не такие, как были раньше. Дело в том, что сейчас больше ульяновцев стало ездить за границу. Например, если в 2005 году мы оформили 12 тыс. паспортов, то в 2007-м — уже 23 тыс. В этом году уже 15 тыс. паспортов. А количество сотрудников, кто этим занимается, не изменилось. Вот на сегодняшний день, если взять данные за последние месяцы, из 6 тыс. паспортов только 63 оформлены в срок больше месяца.
— Говорят, что со старыми загранпаспортами скоро не будут пускать за границу?
— Старый загранпаспорт действителен. Есть соглашение между странами, согласно которому ни одно государство не вправе нам диктовать, по каким паспортам ездить. Но лучше сделать новый паспорт с биометрическими данными. Так называемый паспорт нового поколения. С ним быстрее пройдете погранконтроль. Кстати, со следующего года Европа переходит на такие загранпаспорта. И в перспективе к таким паспортам, я бы сказал, будут более благоприятно относиться. Но никакого срочного обмена не будет.
— Но этот паспорт получить у нас не так-то просто. Всего одна «точка» работает в Ульяновске.
— Это пока. В конце года таких «точек» будет три — в Заволжье, Димитровграде и здесь, на правом берегу. Планируем также открыть пункт в Новоспасском, Инзе или Барыше. Но это в перспективе. Паспорта нового поколения мы начали выдавать только с 1 марта. Работаем ежедневно. В день наши сотрудники принимают порядка 150 заявлений. Но не все зависит от нас. Эти паспорта печатают на фабрике «Гознак». Две недели мы здесь обрабатываем данные. Две недели в Москве. И спецсвязью к нам приходят готовые бланки. К тому же оборудование новое, бывают и технические сбои. Это неизбежно. Поэтому процесс затягивается, и тем ульяновцам, кто собрался ехать за границу, лучше побеспокоиться о паспортах за несколько месяцев вперед.
— А с бланками старых загранпаспортов проблем не будет, как в прошлом году?
— У нас пока нет проблем. В прошлом году действительно были. И в августе во всех регионах на один месяц даже прекратили принимать документы. В Саранске полтора месяца не принимали. Но мы избежали этого кризиса. А вот в позапрошлом году пришлось остановить процесс на неделю. Опять же это зависит не от нас. Не рассчитали, сколько нужно бланков. Это же все планируется. Пошел наплыв. Загранпаспортов просто не хватило. Но пока проблем у нас нет.
— У вас на этой неделе профессиональный праздник. А много людей работает в вашей службе?
— Действительно, 14 июня исполняется 16 лет со дня образования миграционной службы России. У нас работает около 250 человек (в основном женщины). Во время реорганизации мы не сократили ни одного нашего работника в районах. Личный состав управления ФМС России по Ульяновской области с честью и достоинством выполняет поставленные задачи в сфере миграции.
Источник: “Народная газета” № 42 от 10 июня 2008 г.