Наваждение

Владимир Ленин называл его важнейшим из искусств. Действительно, для большевиков, проводивших активную пропаганду среди населения малограмотной России, именно кино, как наиболее доступный для масс носитель нужной информации, играло тогда самую важную роль. Насколько эффективно воздействовало и продолжает воздействовать наваждение советского кино на сознание миллионов людей, убедительно показывает иллюзия фильма «Чапаев», который люди старшего поколения смотрели десятки раз.

Поводом для написания этой статьи послужила опубликованная в одной из местных газет заметка. Краевед-любитель со всем пылом местного патриота пытается доказать, что знаменитая батальная сцена «психической» атаки каппелевцев из фильма «Чапаев», происходила вовсе не в 1919г. в степях Башкирии, а в августе 1918г. под Симбирском. Автор имеет в виду бой за село Тетюшское, который произошел 8 августа. Действительно, в это время такой бой под Симбирском был. Участвовал в нем и офицерский батальон, входивший в состав Народной армии Комуча, которой командовал Владимир Каппель.

Вынужден разочаровать краеведа-любителя. Правы режиссеры фильма братья Васильевы, а не он. Васильевы соблюли важную историческую деталь. Дело в том, что в фильме «Чапаев» участвующие в атаке офицеры одеты в единую форму, на плечах у них погоны. Да и наступают они под российским триколором. В то время как бойцы и командиры Народной армии в 1918г. под Симбирском не имели единой формы, не носили погон и воевали под красным знаменем. Погоны им заменяла белая повязка на левой руке, на которой чернилами была написана должность – командир отделения, взвода, роты. Часть бойцов, несмотря на офицерское звание, одевалась в солдатское обмундирование, а часть воевала в обычной штатской одежде. Красное знамя – знамя социалистов всего мира. Поскольку в Комуч входили, прежде всего, члены правых социалистических партий, то и Народная армия воевала под красным знаменем. Так что с точки зрения экипировки и знамен, братья Васильевы безупречны в плане соответствия историческим реалиям.

Впрочем, в данном случае интерес представляет другой аспект проблемы. Краевед-любитель не обратил внимания, в чем заключается историческая недостоверность сцены «психической» атаки. Дело в том, что так, как показано в фильме «Чапаев» – в полный рост, плотно, плечом к плечу, парадно маршируя развернутым строем, в ХХ веке уже давно никто в атаку не ходил.

Такой способ построения боевых порядков, действительно, существовал несколько тысячелетий. Применялся он широко и в Х1Х веке. Но уже на рубеже Х1Х-ХХ веков, с появлением на поле боя пулеметов, он потерял всякий смысл. Для того, чтобы идти плотно сомкнутыми рядами на машину, выплевывающую до 600 смертей в минуту, необходимо, чтобы атакующие в одночасье в массовом порядке сошли с ума. Достаточно было того, чтобы за аппаратом оказался такой неопытный начинающий пулеметчик, как Анка, и сотни бравых офицеров навсегда остались бы на поле боя.

Маловероятно, чтобы братья Васильевы этого не знали. Сцена «психической» атаки в фильме, скорее всего, плод творческого воображения авторов, попытка красиво показать, что против рабочих и крестьян в той войне воевали лощеные, но недалекие по своему уму враги. Нужно признать, что творческая уловка братьев-режиссеров не просто удалась. Она имела фантастический эффект, поскольку на десятилетия внедрила в умы сотен миллионов людей представление о том, что офицеры, прущие в лоб на пулеметы сомкнутым строем, действительно, были людьми глуповатыми. Многие до сих пор искренне уверены, что именно так они и ходили в атаки.

Творческий трюк братьев Васильевых «запудрил» мозги даже тем, кто принимал участие в боях. Мне неоднократно встречались воспоминания участников гражданской войны, в которых авторы пытались описать «психическую» атаку точно так, как было показано в фильме «Чапаев». Не берусь судить, чего было больше в таких писаниях – полета возбужденной фантазии престарелых авторов мемуаров или обычного совкового понимания как нужно правильно писать. В любом случае, сцена из фильма «Чапаев» один из ярчайших примеров воздействия кино на умы людей.

Бесполезно изучать историю гражданской войны по фильму «Чапаев» или вестерну «Неуловимые мстители». Все они лишь художественные произведения. Не менее, но и не более того.