Изысканный подарок любителям изобразительного искусства к 360-летию Симбирска-Ульяновска сделали сотрудники Ульяновского областного художественного музея.
На выставке «Сокровища Симбирска» – только шедевры. Некоторые из них зрители полюбили давно, но редко видят в постоянной экспозиции из-за недостатка места в музее, о других успели позабыть, а иные откроются впервые, поскольку они еще не извлекались из запасников по разным причинам. Интересно, что многие работы – из собраний симбирских помещиков-эстетов, поступившие в художественный музей после революции и ставшие основой его коллекции. Свои нюансы вносят в экспозицию произведения из Государственного музейного фонда, Пушкинского дома Академии наук, Государственного Эрмитажа.
С полотен старых фламандских, итальянских и русских мастеров взирают утонченные дамы и про-
славившие себя деяниями на поле брани, властном или ином поприще кавалеры; устремлены к Высшему помыслы святых дев и аскетов… Дополняют экспозицию предметы декоративно-прикладного искусства. Предназначение некоторых из них давно забыто в наше, лишенное изысканных застольных церемоний время.
В центре – парадный портрет Павла I кисти неизвестного художника, датируемый концом XVIII века. Когда-то он украшал галерею Екатерины Перси-Френч, последней представительницы симбирского дворянского рода Киндяковых. У монарха – одной из самых трагических фигур среди правителей Российской империи -уверенный взгляд, горделивая осанка, на груди красуется Мальтийский крест. По свидетельствам современников и литературным источникам нам известен другой император Павел, весьма печально завершивший свое царствование…
Живописную притчу о тщете всех этих битв и сражений на политическом ли, на ратном ли поле рассказывает фламандец Питер Снайерс, младший современник неподражаемого Рубенса. На уникальном, совсем недавно отреставрированном произведении бьются рыцари: ломаются копья, пробиваются доспехи, льется кровь, падают безжизненные тела. А на заднем плане идет своим чередом мирная созидающая жизнь человека и природы: возделываются нивы, строятся здания. Так стоит ли тратить столько энергии на разрушение и убийства?..
К любви и гармонии зовут картины, несущие женское начало. Любимая многими поколениями ульяновцев «Ева с гранатом» эстонского художника Келлера- Вилианди (из собрания симбирских дворян Ермоловых) очаровывает нежностью пронизанного солнцем тела совершенных форм. Искусительница манит вглубь райских кущ. В руке ее гранат – символ плодовитости, изобилия, единения.
Радости духовные сулит «Дама с веером» Винтерхальтера, космополита, творившего при дворах монархов разных стран Европы в XIX веке. Роскошный наряд с кружевами, лентами, жемчугами не отвлекает внимание от лица героини, любующейся величественным горным пейзажем.
Выставка отдает дань уважения замечательному человеку – Владимиру Поливанову. Симбирскому помещику, ученому-историку и археологу, меценату, эстету, настоящему Рыцарю культуры в этом году исполняется 160 лет со дня рождения. Это он был создателем Симбирской ученой архивной комиссии и, по сути дела, -основателем художественного музея нашего города. На выставке можно увидеть картины из поливановской коллекции. А с его портрета на нас смотрят глаза умного, обладающего мощной доброй энергией человека-созидателя, щедро расточавшего свой талант и свои сокровища для всеобщего блага.