Фестиваль духовной музыки прошел в Ульяновской областной филармонии 7 июня. Мероприятие состоялось в рамках “Андреевской декады”, приуроченной к десятилетию со дня обретения мощей святого блаженного Андрея Симбирского, небесного покровителя Ульяновска.

Во время фестиваля прозвучали духовные стихи ульяновских поэтов – опытных и еще только начинающих свой творческий путь. Посетители услышали песнопениявисполнении камерного хора под руководством Александра Додосова, народного хора Дворца культуры им.1 Мая, епархиального детского хора под руководством Ларисы Филяниной и других творческих коллективов.

В холле филармонии все желающие могли получить святую воду из источника Жадовского монастыря. Учащиеся церковно-приходских школ подготовили выставку своих изделий на тему православных праздников. – Таких мероприятий мало, но значение их переоценить невозможно, -говорит один из гостей фестиваля протоиерей Дмитрий Савельев. – Видите, какие люди сюда пришли – не совсем такие, которые приходят, скажем, на эстрадные концерты, на рок-концерты, даже на премьеру в театр. Подобные мероприятия – это способ объединить людей православной, духовной ориентации, дать им возможность пережить общую духовно-направленную эстетическую радость.

Саратовский ансамбль колокольной музыки исполнил произведения звонарного искусства. Колокольная установка разместилась прямо на площади перед филармонией. Перед ульяновцами, среди которых был и мэр города Сергей Ермаков, выступил президент Ассоциации колокольного искусства России, доктор искусствоведения, профессор Александр Ярешко, ему помогали его ученики.

– Саратовская государственная консерватория имеет уникальный том – ни одной, теперь эта тысяча стала возрождаться, но нет ни одного звонаря.

Александр Ярешко поведал “Вестнику” о тонкостях звонарного дела.

-На колокольнях всегда около восьми колоколов, минимум – пять. Есть средние колокола, есть высокие, так называемые зазвоны, а есть басовые колокола, они весят несколько тонн. Конечно, мы не смогли их сюда привезти. Вместо них используем медную пластину, звук которой напоминает басовый колокол.

– Какие требования предъявляются к звонарю?

– Нужно быть православным крещеным человеком и иметь очень большое желание. Вот, собственно, и все. У каждого человека есть слух и ритм, раз он живет, значит, он живет в определенном ритме. Тонкий слух здесь не требуется, в колокольном искусстве общее понимание слухового ощущения звука – выше, ниже.

– А как насчет физических данных?

– Конечно, у звонаря много физической работы, но больших нагрузок нет. У меня учится много девушек, которые достигли хороших результатов в звонном искусстве.

– Могут ли девушки быть звонарями в церкви?

– Могут. Это давняя традиция на Руси, например, в монастырях их называли “колотайщицы” или “звонарки”. Храмы, расположенные в женских монастырях, тоже требовали обслуживания.