Еще полгода назад не было ни одного случая, чтобы инвалиды в нашем регионе отстаивали свои права на дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО) через суд. Хотя проблемы с лекарствами были, и немалые. Похоже, то, что происходит в системе ДЛО с января, настолько достало льготников, что они решили судиться с минздравом. И выигрывают суды!

Победа Валентины Васильевны Петровой особенно интересна.

Женщине с помощью и.о. прокурора Засвияжского района, который выступал в суде в ее интересах, удалось доказать, что она имеет право на дополнительное лекарственное обеспечение не только по основному заболеванию (которое стало причиной установления инвалидности), но и по сопутствующим недугам. Таким образом, был опровергнут главный аргумент сокращения выписки льготных препаратов.

Режим экономии минздрав Ульяновской области включил в 2008 году, когда вступила в силу новая система обеспечения ДЛО.

Функции по реализации программы легли на плечи регионов.

Финансирование осталось за центром, но из расчета 400 рублей на одного льготника. Закон предусматривает: если федеральных средств не хватает, то регионы должны денег добавить. Чтобы не «добавлять», минздрав резко ограничил выписку рецептов. Как это происходило, хорошо видно из материалов по «делу Петровой».

В конце прошлого года поликлиника медико-санитарной части подготовила заявку на лекарственное обеспечение своих льготников в первом полугодии 2008 года, которую минздрав урезал в два с половиной раза.

Понятно, что с заявками остальных медучреждений происходило то же. Результат этого процесса «СК» ощутил на себе: в январе-марте на редакционные телефоны поступили сотни звонков от льготников, которые были в шоке от того, что им перестали выписывать лекарства в принципе, а если выписывают, то один, от силы два препарата.

Тема имела серьезный резонанс. На пресс-конференциях, которые минздрав стал созывать одну за другой, ответственные чиновники твердили одно: льготники имеют право на бесплатные препараты только по одному заболеванию. Это якобы оговорено законом. Переломить этот фундаментальный аргумент было невозможно, пока по заявлению депутата ЗС Алексея Куринного проблемой не занялась прокуратура. Надзорный орган провел проверку и пришел к выводу, что министерство здравоохранения Ульяновской области ущемляет права инвалидов.

Минздрав в ответ публично заявил о готовности вступить в дискуссию с прокуратурой.

Самим больным, надо признать, эти баталии на пользуне пошли. В лучшую сторону перемен не последовало… для большинства. Но произошло нечто важное – люди пошли в суды. Более того, их интересы в судах представляет прокуратура. Это прецедент.

Что касается конкретного случая, то он очень показательный. В 2008-м Валентине Петровой вместо четырех препаратов, которые она получала по системе ДЛО в прошлом году, выписали только один. На том основании, что остальные три не являются для нее жизненно необходимыми. И это при том, что у пациентки есть на руках заключение главного ревматолога области, подтверждающее необходимость лекарств.

В цифрах эффект экономии на здоровье одной только Петровой выглядит так: первоначальная заявка поликлиники на лечение женщины в первом полугодии текущего года составляла без малого 38 тысяч рублей, после корректировки минздрава сумма сократилась в сорок раз – до 930 рублей.

Еще один интересный факт: представители ООО «Биотэк-Ульяновск», которое занимается поставкой льготных лекарств для нашего региона, прямо в суде заявили, что препараты, необходимые Петровой, на складе есть с запасом.

Суд признал незаконным отказ в выписке лекарств истице. Сражение закончилось полной победой.

Насколько только такие сражения по силам больным людям, инвалидам? Валентина Васильевна признается: несмотря на то, что ее интересы защищала прокуратура и представлял депутат Алексей Куринный, сам путь к победе ей не показался легким и триумфальным. За пять заседаний она как следует поволновалась… Зато сейчас чувствует удовлетворение и будет рада, если ее опыт кому-то поможет.