Советский «ненавязчивый сервис» продолжает процветать
Порой в небольших зарисовках обычных и привычных жизненных ситуаций раскрываются глубинные основы нашей жизни и проступает явная причинно-следственная связь, незаметная в официальных социально-политических и экономических передрягах.
Пятница, тринадцатое
В пятницу, тринадцатого, всегда не везет. Эта истина в России была открыта давно, как только появились на наших экранах западные сериалы. Но особенно не везет автобус. И более всего – садоводов.
Тут надо отметить, что, несмотря на такое нехорошее совпадение, в этот день, 13 июня, у народонаселения страны был выходной. Официальный, кстати, выходной, за который трудоустроенная часть народа честно отработала накануне в субботу. И потому добрая его половина в пятницу направилась на свои садово-огородные участки, именуемые дачами.
Лирическое отступление. Ни для кого не секрет, что для этой половины дача – больше, чем праздник, больше, чем курорт во Франции для депутата Госдумы или загранпоездка для мэра. Именно поэтому многие даже в советское время «моргали» на столь заманчивую первомайскую демонстрацию и бодро ехали на грядку. Куда уж тут День города… Ему, с его фонтанами и пепси-колой с пирожными, не сравниться с простым садовым шлангом и чаем с бутербродом где-нибудь под яблоней.
Итак, выйдя утречком на автобусную остановку, народ был несколько удивлен, когда в назначенный час садовые автобусы (те, что основные, государственные, гордость российского автомобилестроения) на остановку не пришли. Через 30 минут появились частники на «негордости автомобилестроения» – утлых «пазиках», способных разве что вывезти лишь пару семей, да и то без рюкзаков и рассады. Вот тогда из наиболее осведомленных источников и стало известно, что, оказывается, ни сейчас, ни вообще в этот день государственных больших автобусов не будет. Часть садоводов – наиболее удачливые (день-то не забывайте, какой) втиснулась к частникам, часть двинулась на попутных легковушках, менее удачливые развернулись и пошли домой,
Впрочем, еще не известно, кому повезло, потому что те, кому удалось уехать на дачи, не могли оттуда вернуться. Неизвестно, сколько их там осталось на садовых остановках, в условиях, когда и «пазиков» к вечеру не стало (потому что – частники, и никто их не контролирует, как пояснила потом диспетчер АТП). Зато известно, что иномарки попутчиков не берут, а добродушных «жигуленков» на дорогах становится с каждым годом все меньше. И народ на остановках, чуя приближение ночи и удаление надежд на возвращение домой, возроптал от всей души. Не перечесть красочных эпитетов, которыми был награждены и депутаты, и мэр, и губернатор, и День города, и фонтан, вместо которого, как сказал один пенсионер, можно было купить полтора десятка автобусов (пенсионер оказался прав – 22-х миллионов, ушедших на фонтан, как раз хватило бы на 10 больших автобусов ЛиАЗ или 29 обычных двухдверных «пазиков»). Вечером диспетчер первого пассажирского АТП (и последнего из оставшихся в нашем городе) пояснила, что государственные автобусы были по распоряжению начальства сняты с садовых рейсов, потому что якобы до двух часов ночи развозили после салюта народ по районам города.
Дело-то, в общем, похвальное – в кои-то веки о людях позаботились, но почему это было сделано в ущерб другим – этого никто не мог объяснить. В АТП лишь сказали, что водителей и так мало, а жителей города много, на всех не хватит.
Впору снова вспомнить Михаила Жванецкого: «Может, нас должно меньше быть?». Всю жизнь бедные города сталкиваются с принципом «тришкиного кафтана», когда у властей ни сил, ни средств, ни, простите, ума не хватает для того, чтобы сделать что-то нормально – обязательно благо для одних оборачивается ущербом для других. Между тем, для того, чтобы не сделать людям плохо, даже большого ума не надо было – достаточно исполнять первую властную обязанность – думать о народе. Ничто не мешало руководству областного минтранса (АТП является областной собственностью) договориться с частными перевозчиками, чтобы те один день повозили садоводов. Частные перевозчики не отказались бы, если бы к тому же им перепала часть дотаций из тех, что направляются постоянно в АТП-1. Но беда в том, что чиновники никогда особо и не заботились о народе, и ждать добра от государственного сервиса нам пока придется еще очень долго.
Впрочем, и частные компании недалеко ушли.
По кочану
Дело происходило 23 мая в расчетно-информационном центре (РИЦ) Нового города, в один из дней, когда обычно народ все еще идет платить за недополученные коммунальные услуги. Как известно, то, что было когда-то городским Единым расчетно-кассовым центром, однажды не без помощи властей было передано частной компании – ООО «РИЦ». Внедренная частной компанией автоматизированная система компьютерных расчетов по идее своей должна была ускорить систему платежей, освободить жителей города от изматывающих и утомительных очередей. Менее года назад тогда еще министру регионального развития РФ Владимиру Яковлеву этот центр демонстрировался как пример передовых технологий в сфере ЖКХ, министру демонстрировали, как здесь заботятся о плательщиках, и что практически нет очередей. Но, видимо, это было только при министре.
Почему в РИЦ, где, казалось, все стараются сделать для клиента, и потому так много окошечек, в которых кассиры должны ждать добросовестных плательщиков с распростертыми объятьями, обычно у половины окошек висит до боли знакомая (тем, кому посчастливилось расплачиваться еще в советское время) табличка «касса не работает», понять невозможно. Наверное, просто традиция. В результате, несмотря на то, что и народу-то в целом немного, очереди были не меньше, чем в советское время в магазине, когда проходил слух, что скоро «выбросят» колбасу.
Одна из очередей была самой длинной, и все потому, что ближние кассы должны были вот-вот открыться. По крайней мере, наш удивительный народ, так и не наученный жизненным опытом, свято верил в то, что о нем заботятся: кассирши уже были на месте и что-то постоянно считали, переговариваясь по телефону. У одной даже почти полчаса висела табличка «перерыв 10 минут». Неожиданно касса, в которую стояла эта длинная очередь, без предупреждения вывесила табличку «закрыто». Надо отдать должное: граждане, и без того взбешенные пресловутыми доначислениями, стойко вынесли этот удар и стали перераспределяться к другой кассе, где уже 20 минут как должен был закончиться объявленный перерыв. Однако «девушка с перерывом» заявила, что занята, сменив табличку на более лаконичную: «закрыто». Народ уже не безмолвствовал. Шум нарастал, но четыре кассы подряд так и не работали. Стоять еще полчаса на новом месте никто не хотел, и все стали требовать ответа, отчего же, мол, их, кого должны бы ждать с распростертыми объятьями, в реальности, как говорится, не ждали.
– Объясните, пожалуйста, почему у вас закрыто! – попросил гражданин в очках. И получил лаконичный ответ кассира РИЦ:
– По кочану!
Тут не выдержала испытания полная женщина:
– Они нас козлами обзывают! Капусту нам припомнили!
Шум нарастал. Пожилой мужчина, уже выигравший, по его словам, несколько судов против системы ЖКХ, безрезультатно требовал от кассирш назвать фамилии.
Парень, прорвавшийся без очереди, встал на сторону кассирш:
– А я их понимаю, не надо шуметь, вы мешаете им работать!
– Вот, правильно, – ответила девушка, что «с кочаном», и взяла деньги у того, что без очереди, ответив остальным, – а у вас я брать не буду – слишком много возмущаетесь! Вот молодой человек, сразу видно, воспитанный, стоит и не орет.
– Да, она права, я бы на ее месте тоже вас на … (ненормативная лексика) послал, – поддержал «внеочередной» парень, – я тоже в сервисе работаю, как вы все достали меня!
Подобных картинок нарисовать со слов читателей НГС можно очень много. Этот «ненавязчивый сервис» буквально везде.
80-летняя женщина, даже подкопив денег, никак не могла поменять текущую батарею отопления, потому что в самой крупной частной управляющей компании Нового города отвечают, что это – забота самих жильцов, в магазине радиаторы доставляют только до подъезда, «а там уж вы сами дотащите»… Но даже когда пожилая женщина все нашла (разумеется, с переплатами) и «самодоставила» батарею, то и тут мастер сантехников заявил, что сначала старушке положено убедиться, что гайки и переходники соответствуют по диаметру и резьбе, и только после этого их вызывать. Если несоответствующие – пусть, мол, идет на рынок и покупает те, что нужно. А специалист может провести консультацию на дому только, мол, за дополнительную плату.
Ностальгия по «советскому», видимо, живет в каждом российском капиталисте, иначе невозможно объяснить, почему во всех без исключения новых сетевых супермаркетах или салонах сотовой связи такие же очереди, как и в советских универсамах. Когда даже при минимуме покупателей обязательно работает только одна касса – чтобы, видимо, создать эту вожделенную очередь на фоне прогуливающихся и отдыхающих работниц и табличек с такими знакомыми надписями как «перерыв», «пересменка», «ушла на базу».
И никакая конкуренция – главный двигатель развития – не помогает. Впрочем, ее почти и нет, потому что властям – городским и областным чиновникам гораздо легче договариваться с немногочисленными и крупными предпринимателями, чем с многочисленными мелкими.
Уже 17 лет живет страна при капитализме, уже создали маленькую касту самых богатых в мире людей, побольше – просто очень богатых (крупные предприниматели, имеющие связи с властью, высшие чиновники и топ-менеджеры гигантских компаний), и большую – бедных, уже понастроили больших и блестящих супермаркетов на каждом шагу… А все никак не можем перейти к главному принципу капитализма – «покупатель (посетитель, клиент, собственник жилья, пассажир) всегда прав». Еще не прижилось понимание того, что те, к кому простой горожанин приходит за получением услуги, живут за счет него, и их доходы, достаток, благополучие и будущее зависят от этого простого человека.