Увидела свет книга стихов журналиста Сергея Гогина “Ночь сторожей”.
“Вторая книга ульяновского автора” – аннотация короче не бывает. И это, наверное, правильно –оставить читателя один на один с разбросанными по страницам строчками и авторскими фотографиями, пусть петляет, удивляясь “похожестям” жизненных моментов, учится не стесняться ностальгии и сантиментов и хотя бы на время выбираться из рамок условностей в статус “все мы немножко поэты”.
Понятно, что найдется немало желающих доказать, что поэзия – безнадежный “нафталин”, что современный человек привык выражать свои чувства смайликами, а не словесными руладами. Книга Гогина тем и хороша, что ее не нужно читать страница за страницей, расплетать заумности изящной словесности и свойственного этому виду литературы пафоса. Ее хорошо носить с собой, открывать наугад, пробовать на вкус фразу и, как при нехитром способе гадания, создавать себе настроение и находить ответы на многие вопросы.
Сборник называется “Ночь сторожей”. Как тут не вспомнить поколение БГ с его романтизацией представителей данной профессии. Но Сергей Гогин все-таки из другой породы, творящий не “вопреки”, не для того, чтоб удивить. А потому что рифмовать строчки для него так же естественно, как заниматься еще кучей дел – писать музыку, фотографировать, блистать на ниве журналистики. И тут нельзя не отметить символичность деятельности Гогина – Сергей трудится на радио “Свобода”, и это слово наверняка можно считать ключевым, говоря и о личности автора, и о его новой книге. Он с легкостью может посвятить стихотворный трактат процессу высаживания помидоров, может, как Бродский, пуститься гулять по дебрям филологии, играя со словами и их звучанием, удариться в белый стих или исполнить соло на компьютерной клавиатуре – “Space/Backspase. Пробел космоса. Космос пробела”. Для свободного человека и свободного художника и помидоры, и компьютеры, и “духи ошеломительной красотки”, и попытки постичь суть вещей одинаково важны: “Мир и сложен вполне, и по-детски вполне безыскусен”.
Знаю, что у поэтов принято оценивать творения коллег таким способом: хотелось бы тебе присвоить авторство тех или иных строк? Я ношу с собой книгу “Ночь сторожей”, открываю в маршрутке, и сидящий в каждом из нас статус “все мы немножко поэты” мечтает считаться автором, например вот этого:
Возвращаемся к сути – и суть возвращается к нам.
С непривычки тошнит от вращения купола мира.
Отвращения нет, есть початая пачка кефира
И желание быть – вопреки всем несбывшимся снам.
А еще, как у любой женщины, есть желание вдохновить кого-нибудь на нечто подобное:
Мой язык – тишина,
Но бестактно суфлирует сердце,
Заставляя кричать
С высоты напряжения лет:
“Ты нежна и нужна,
ты весь мир – и щепоточка перца,
проводник в бытии
и туннель в запасной белый свет”.
“Стихи – это также и маячки, которые поэт расставляет на большой Земле, чтобы на них слетались родственные души”. Так считает Гогин. Мои попытки выразить свои мысли о его книге были мучительны. “Хочется написать хорошо, а на творчество совсем нет времени”, – жаловалась я автору. “А ты не усложняй, пиши просто – подлежащее, сказуемое”, – ответствовал поэт. Но после общения с “Ночью сторожей” хочется все-таки говорить немного другим языком, нежели язык школьной азбуки. За что и спасибо!