Монументомания, охватившая на рубеже тысячелетий многие города России, имеет свои плюсы и минусы. Хорошо, что выходят из небытия достойные личности и подтверждается слава известных. Это теоретически. На практике же путь к хорошему памятнику очень непрост и включает много составляющих, нарушение хотя бы одного из которых чревато потерей качества. Даже работа талантливого скульптора будет проигрывать при неудачном размере или в несоответствующем окружении.
И уж совсем губительны спешка и непрофессионализм.
Явно неудачен у нас памятник Пластову на одноименном бульваре: мелковат масштаб фигуры, сам художник лишен столь характерной рубахи навыпуск с пояском и вообще напоминает среднестатистического рабочего, впервые взявшего в руки палитру (ибо держит ее совершенно безграмотно: круглое отверстие для обхвата большим пальцем – пустует).
Бронзовый Пластов постоянно «швыряет» кисточку именно потому, что она, как и палитра, не отлита заодно со скульптурой (как это делается в серьезных работах), а «присобачена» сваркой. Понятно, что это результат спешки и традиционного «авось сойдет». Но в монументах «авось» не сходит. Не случайно «Литературная газета» резко раскритиковала новый памятник Есенину на его родине (автор – тот же московский скульптор А.Бичуков).
Не менее пагубны промахи архитектурно-планировочные. По-моему, трудно сильнее профанировать тему жертв репрессий, чем загнать ее в неприметный закуток в случайном углублении забора по ул. Железной дивизии. Разве что собачки регулярно заходят его «отметить». А тема – для вдумчивого зрителя, ей нужны тишина и простор, цветы и зелень, разумеется – скамейки. И нельзя такой знак лепить к тротуару, как сигаретный киоск.
Подвиг воина – всегда священен.
Но не лучше ли было бы привязать памятник Разумовскому в соседстве со школой №1, которую он закончил, и Домом офицеров (кем он, собственно, был)? И вообще ставить перед огромной площадью в самой сердцевине города мелкомасштабный по размерам памятник – это, помоему, серьезная ошибка. Здесь более уместен крупный монумент, скажем, основателю города, и мне думается, что потомки сюда его и перенесут. Ведь не зря манизеровский Ленин отодвинут от бровки берега, так как с Волги он казался бы слишком мелким. А вот в масштабе площади он смотрится замечательно.
И еще об одном промахе, которого еще можно избежать. Зачем, спрашивается, сталкивать скромный бюст Пушкина с крупной фигурой средневекового татарского поэтамыслителя Кулгали? Вопрос якобы уже решен, и памятный камень на месте будущей установки находится в нескольких метрах от пушкинского бюста. Улица Советская – не кладбище, где самые разные памятники стоят рядом. Дом Языковых задает свою тему, свою ауру, и если что-то и возможно на месте этого камня, то, скорее уж, бюст Н.М.Языкова скромного размера, хотя такая близость к тротуару противопоказана любому памятнику.
Я горжусь друзьями-татарами, их культурой и трудолюбием (которые, скажем честно, куда выше среднестатистических российских). Их богатая история заслуживает более вдумчивого подхода к памятнику корифею национальной культуры. Он достоин своего собственного, хорошо озелененного участка, и не рядом с обычным тротуаром, а, по меньшей мере, в сквере центральной улицы. Лично мне этот памятник представлялся в уютном скверике на углу улиц Ленина и Советской. Наверняка есть и другие варианты.
Я читаю студентам-архитекторам курс лекций «Монумент в архитектуре», с гордостью говорю о наших прекрасных памятниках Карамзину, Ленину, К.Марксу, М.А. и И.Н.Ульяновым, в которых удачно решен весь комплекс как образных, так и планировочных вопросов. А когда речь заходит о вышеназванных примерах, я говорю: не повторяйте таких ошибок.
Обидно, если в этот ряд добавится памятник мудрому Кулгали.