На железнодорожном мосту в Ульяновске заменен последний из больших императорских пролетов, на которых, по легенде, стоит золотая заклепка, а в бетонную опору замурована серебряная плита с выбитыми на ней именами самых первых мостостроителей.
По поводу замены старой конструкции для ульяновских и самарских журналистов организовали пресс-тур с участием начальника Куйбышевской железной дороги Анатолия Левченко и генерального директора строительной компании УФСК “Мост” Виктора Фризена.
Вначале прессу провели на сам мост, где проводились подготовительные работы к установке нового пролета. Надо отдать должное смелости журналистской братии, которая с видеокамерами и фотоаппаратами балансировала по зыбким мосткам над Волгой, на высоте около десяти метров. Глубина реки – 30 метров!
После экскурсии уже на берегу состоялась беседа. Прессу сразу огорчили заявлением, что драгоценностей в последнем пролете не обнаружено.
– Когда был построен старый железнодорожный мост?
Анатолий Левченко:
– В1916 году по проекту архитектора Николая Белелюбского. В царские времена мост носил название “Романовский”, после Февральской революции его переименовали в “Мост Свободы”.
– Будет ли данная опора оставлена для потомков как образец строительства мастеров XX века?
Анатолий Левченко:
– Целиком – нет, так как для этого у нас нет ни средств, ни места. Небольшой фрагмент опоры мы, конечно, отправим в Самарский железнодорожный музей. Остальную часть, как и все другие конструкции, ждет переплавка. Получившийся металл пригодится в промышленности.
– Чем новая конструкция отличается от старой?
Виктор Фризен:
– Новое пролетное строение легче – весит 1,2 тысячи тонн. Вес старого пролета–1,5тысячи. Новая конструкция, как и остальные, изготовлена из высокопрочной стали, способна выдержать более мощные нагрузки подвижных составов. Старый мост был соединен клепками. На новом в качестве соединительных механизмов выступают только рельсы.
– Какова особенность современной технологии замены пролетов?
Виктор Фризен:
– Она производится на плаву. Сначала старый пролет демонтируется, с помощью специальных плавсистем его доставляют на берег. Затем плавучие опоры перестраивают под новый пролет, который таким же образом переправляют к месту установки.
Помимо плавсистем в реконструкции задействованы плавучие краны и баржи.
– Многое ли зависит от погоды?
Виктор Фризен:
– Она играет решающую роль. Сила ветра должна быть не более восьми метров в секунду.
– Когда железнодорожный мост планируется обновить полностью и сколько он может простоять?
Анатолий Левченко:
– В июле и в августе заменим два оставшихся пролета, усовершенствуем на мосту систему пожарной безопасности, сделаем посты охраны, подведем более современные инженерные коммуникации, завершим укрепление опор. В октябре планируем торжественное открытие нового железнодорожного моста, который, как и его бывший “коллега”, рассчитан на 100 лет.
Для справки
В 2000 году специалисты выявили в мостовой конструкции так называемую “усталость металла” железнодорожного моста через Волгу. В 2003 году начат его капитальный ремонт. Ежегодно на переправе устанавливали потри новых пролетных строения.