Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Ульяновске Сергей Гогин.

Михаил Саленков: Управляющие компании ЖКХ Ульяновска без объяснений обязали жителей доплатить за коммунальные услуги, полученные ими в 2007 году. Размер доплаты составил от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Более 4 тысяч жителей Ульяновска подписались под обращением к президенту России, в котором они просят разобраться, почему управляющие компании присылают дополнительные счета за отопление и горячую воду, которые уже были оплачены в полном объеме по действующему тарифу.

Сергей Гогин: Управляющие компании, которые разослали жителям так называемую 13-ю платежку, ссылаются на постановление правительства № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Постановление разрешает коммунальщикам раз в год корректировать размер квартплаты – в ту или иную сторону – в зависимости от фактического потребления услуг. В Ульяновске разрыв между потребленным объемом энергоресурсов и предъявленным к оплате составляет на сегодня около 340 миллионов рублей. Говорит заместитель мэра Ульяновска Владимир Егоров.

Владимир Егоров: Купив одно количество товара, а предъявив к оплате другое, у них остается разница. И вот они живут этой разницей, накапливают долги.

Сергей Гогин: Власть и коммунальщики путаются в объяснениях. Как сказано в релизе пресс-службы мэрии, дополнительные счета выставлялись только тем, кто проживает в домах без каких-либо приборов учета – коллективных или индивидуальных. В таких домах реальное потребление услуг по итогам года превысило нормативное, отсюда – 13-я платежка. Директор муниципального предприятия «Теплоком» Василий Жуков в одном из интервью фактически опроверг это утверждение, ссылаясь на все то же 307 постановление. Норматив потребления все уже учел, говорит Жуков, и потери теплоэнергии, и дополнительные расходы, поэтому доплачивать должны только те, кто имеет счетчики.

Житель Ульяновска Владимир Воронин покупает горячую воду по счетчику. В апреле он тоже получил дополнительный счет почти на 600 рублей, но платить отказался, потому что знаком с 307-м постановлением и намерен отстаивать свою правоту в суде.

Владимир Воронин: Пункт 16, здесь четко написано: «При отсутствии коллективных, общедомовых приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется, исходя из показаний индивидуальных общих приборов учета. То есть надо использовать постановление в свою пользу, я считаю так.

Сергей Гогин: Раньше выпадающие доходы коммунальщиков компенсировал бюджет. При переходе на 100 процентную оплату коммунальных услуг гражданами бюджетные дотации были отменены. После этого, как предполагает руководитель Центра по защите прав потребителей Григорий Каленов, управляющие компании и энергетики решили, что все потери надо переложить на плечи граждан.

Григорий Каленов: Потребитель стал крайним в результате этих действий. У нас сначала напишут закон, а потом на нас испытывать начинают. Сейчас начинают говорить: надо было выбрать пилотный проект, какую-то пилотную область… Ребята, а может, сначала надо было выбрать, а потом принимать это постановление? Может, сначала появляется документ, который определил бы, что давайте сначала счетчики поставим, а потом мы с вами посмотрим, а как у нас с трубами дела, может быть, у нас там все льется. У нас все говорят так: вы оплатите, а мы потом что-нибудь сделаем. Мы вам не покажем, что мы сделаем, потому что это очень секретно, и вы ничего не поймете.

Сергей Гогин: Эксперты считают, что жители Ульяновска ничего не должны энергетикам и коммунальщикам, потому что они и так переплачивают за тепло. Во-первых, в Ульяновске самая высокая цена гигакалории тепла в Поволжье, во-вторых, зимой город постоянно недотапливают, причем намеренно, потому что изношенные отопительные сети не выдержат нормативной температуры и давления воды в системе. В-третьих, дополнительные счета привели к превышению предельного уровня оплаты коммунальных услуг, который устанавливается ежегодно Федеральной службой по тарифам для каждого региона, а это – нарушение закона. Наконец, отпуск тепла трудно проконтролировать не только из-за непрозрачности энергетической сферы, но и из-за множества методик расчетов.

Адвокат Надежда Семенова за последние полгода изучила учебники по теплоснабжению, формулы расчета и тексты договоров о поставке тепла.

Надежда Семенова: И я поняла, что деньги можно делать из воздуха. Поставить один из вариантов тепловой нагрузки – и получается, что это даже не миллионы, а миллиарды рублей, только исходя из одной тепловой нагрузки, которая у меня завышена в полтора раза. Они боятся только одного – народного протеста. Я считаю, что сам закон, вот это постановление правительства было рассчитано на то, чтобы граждан ограбить.

Сергей Гогин: Председатель комитета по городскому хозяйству Ульяновской городской Думы Геннадий Соловьев считает, что все проблемы с подсчетом потребленных энергоресурсов и доходов компаний отпадут, как только все дома в городе будут оборудованы узлами учета тепловой энергии. Таких домов в Ульяновске сегодня всего около 20 процентов.

Геннадий Соловьев: Созрел вопрос, и я думаю, что он будет решен, по поводу установки узлов учета тепловой энергии на входе в домах. Они дорогие. Вложил эти 350 миллионов, мы в течение трех лет эти денежные средства отобьем.

Сергей Гогин: Заместитель мэра города Владимир Егоров, курирующий коммунальную сферу, говорит, что людям все равно придется заплатить по дополнительным счетам, иначе к ним будут предъявлены судебные претензии, а неплатежи приведут к банкротству управляющих компаний и предприятий – поставщиков теплоресурсов.

Владимир Егоров: Они надеются на то, что откуда-то опять придет какая-то финансовая помощь, как это обычно, разрулится. Они живут вот с этой достаточно серьезной кредиторской задолженностью. А мы не можем за счет бюджета заплатить.

Сергей Гогин: Осталось непонятным, почему 13-е платежки выставили не все управляющие компании. Вероятно, остальные понимают непопулярность меры и предпочитают выждать время.

http://www.svobodanews.ru/Transcript/2008/06/30/20080630122736173.html