Минувшую субботу в Ульяновской области можно назвать днем начала формирования оппозиционной коалиции. Региональные отделения нескольких партий и общественных организаций заявили о своем объединении в политическую коалицию, оппозиционную по отношению к исполнительной и законодательной власти региона. Одной из главных причин оппозиционности они называют наличие коррупции во власти. Политологи отмечают это явление как положительное, единороссы называют оппозицию бесперспективной.

В минувшую субботу координационный Совет политической коалиции политических партий и общественных организаций Ульяновской области распространил свое заявление, в котором сообщил об объединении в коалицию ряда оппозиционных политических партий и общественных организаций. Заявление подписали представители региональных отделений «Партии возрождения России», «Мира и единства», ВКПб, РКРП, «Патриотов России» и «Яблока». В коалицию вошли также общественные организации «Самоуправление трудящихся», «Ньютоновское общество», «Ульяновский Объединенный союз офицеров», организация бывших несовершеннолетних узников фашизма, Ульяновский Конгресс женщин, реготделения «Российского объединения избирателей» и всероссийской организации «За права человека», а также представитель Экологического парламента Волжского Бассейна и северного Каспия.

Целью своей деятельности они назвали защиту законных интересов и прав каждого гражданина Ульяновской области.

Коалиция отметила, что «законодательная власть практически узурпирована одной партией», а социально-экономическия ситуация в Ульяновской области остается сложной, «процветает коррупция во власти, госсобственность области продается за бесценок и бесконтрольно, в руководящих властных структурах появляются иногородние, случайные люди, растут цены на продукты питания и услуги ЖКХ, а средства массовой информации обслуживают только одну политическую партию». «В этой ситуации необходима активизация оппозиционной деятельности», и «политическая коалиция становится оппозиционной силой к исполнительной и законодательной ветвям власти Ульяновской области», – говорится в заявлении.

Коалиция призывает присоединяться к ней и другие политические партии и общественные организации, а также граждан.

Между тем, оппозиционные к региональной исполнительной власти реготделения КПРФ и Народно-демократического союза пока в коалицию не вошли.

«Мы предлагали изменить некоторые положения заявления, которые носили явно левый уклон, например, госрегулирование цен, – сказал лидер местного отделения РНДС Александр Брагин. – Но они так этого и не сделали. Поэтому мы примем свое заявление, с которым и присоединимся к коалиции». Кроме того, по мнению Брагина, «надо вещи называть своими именами и четко обозначить, что вина в такой обстановке лежит на губернаторе».

Депутат гордумы справоросс Александр Каплин, подписавший заявление как представитель Экологического парламента Волжского бассейна, отметил, что в коалиции собрались люди с совершенно противоположными политическими взглядами, однако у них есть общие взгляды на политическую обстановку в Ульяновской области, и на базе общепризнанных ценностей давно надо было объединиться, потому что «партия власти пользуется разрозненностью оппозиционных сил и наступает на права граждан».

Местный политолог Дмитрий Ежов, не так давно сам заявлявший, что оппозиция в Ульяновске привыкла бездействовать, отмечает, что это, скорей всего «первая попытка создать что-либо, и пока в коалиции больше представителей маргинальной оппозиции», а такие системные личности, как профессор Исаак Гринберг и справоросс Александр Каплин, «попали туда только оттого, что засиделись и жаждут действий». Основные игроки, по мнению Ежова, в эту коалицию еще не вступили, но не исключено, что это может произойти. К основным игрокам, имеющим ресурс, он относит экс-депутата заксобрания Олега Горячева (сына бывшего губернатора Ульяновской области), бывшего заммэра Виктора Моисеева, «и, разумеется, КПРФ, хотя шансы, что она войдет в коалицию, невелики». Ежов считает, что вхождению в коалицию такого тяжеловеса, как КПРФ, могут помешать сложные личные отношения руководства реготделения коммунистов с руководителями некоторых из вошедших в коалицию партий.

Первый секретарь ульяновского обкома КПРФ Александр Кругликов сказал, что прежде с текстом заявления коалиции его никто не знакомил, хотя некоторые неконкретные предложения о присоединении к коалиции были. Однако сам единолично он эти вопросы никогда не решает и в ближайшее время намерен рассмотреть вопрос присоединения к коалиции на бюро обкома партии. Однако его несколько смущает, что пока входящие в коалицию партии не представляют особого веса. «Декларация – одно, а если потом не будет реального дела и результата, то это дискредитирует в глазах ульяновцев саму идею», – сказал Кругликов.

Доктор политических наук Нина Дергунова тоже сомневается, что в таком составе объединение будет эффективным, поскольку «трудно сказать, что эти организации и партии пользуются большой поддержкой снизу», тем не менее, несмотря на свое членство в «Единой России», явление объединения оппозиционеров и их желание бороться с коррупцией во власти Нина Дергунова назвала позитивом. Секретарь регполитсовета ЕР, депутат заксобрания Игорь Тихонов заявил, что «все это искусственно», он не видит перспектив у такой коалиции и не понимает ее целей.

Несмотря на лето, считающееся порой политического затишья, такие факты, как объединение оппозиции, выход наиболее активных членов Общественной палаты из ее состава, участившиеся (на фоне молчащей партии власти) митинги и пикеты граждан, протестующих против высоких цен и тарифов, против точечной застройки, говорят, что на политическом небосклоне Ульяновской области собираются тучи.