Я прошу прощения у читателя за то, что в очередной раз возвращаюсь все к той же уплотнительной застройке. Жизнь, подкидывая новые поводы, показывает, что она на сегодня одна из самых горячих. Лето. Строители и чиновники торопятся, и как грибы в уютных уголках города, вырастают новые заборы строек. Возможно, читатели уже устали от этой темы, но рано или поздно точечная застройка может прийти к ним. В минувший понедельник и.о. министра строительства правительства Ульяновской области Рамиль Байтимиров и главный архитектор области Татьяна Тарасова представили журналистам только что принятый заксобранием Градостроительный устав Ульяновской области, который, по их словам поможет решить многие проблемы взаимоотношений власти и застройщиков, вводя их в законные рамки. Обещают, что в первую очередь это коснется точечной застройки, от наступления которой горожане уже устали. Однако оказалось, что в реальности тучи над городом еще не развеялись.

Татьяна Тарасова утверждает, что устав вводит правила игры в территориальном планировании, и теперь все муниципальные образования, руководствуясь Градостроительным кодексом, данным Градостроительным уставом, Правилами землепользования и застройки, будут разрабатывать проекты территориального планирования, или, как раньше называли, планы детальной планировки. Эти документы и станут потом законом, по которому будет вестись застройка населенных пунктов. «Отклонения от нее – нарушение закона, – акцентировал Байтимиров, – и караться оно будет строго». Теперь, по словам представлявших устав, любая уплотнительная застройка должна проводиться строго по правилам. «Будет незаконной, значит – сносить, – сказал и.о. министра.- Для тех, кто нарушает правила, будут самые печальные последствия, – сказал Рамиль Байтимиров.

Очень хочется верить, что областной минстрой, наделенный уставом функциями контроля и надзора, будет грудью стоять на защите интересов города и горожан, для которых, собственно, все и строится. Ведь не скажет же никто, что город строится для прибыли строителей и тех, кто им помогает. Однако пока реакции на уже существующие нарушения нет. По поводу, например, незаконного строительства на улице Отрадной, и.о. министра ответил, что «требуется время для изучения документов». Ведется проверка и по фактам точечной застройки в курдонерах домов на проспекте Ульяновском. Будут ли исполнены обещания министра и главного архитектора по поводу наведения с помощью устава порядка в уплотнительной застройке, трудно сказать: пока главной причиной установки «четких и грамотных правил устава» высокими руководителями названы не интересы горожан, а «необходимость создания условий для того, чтобы в регион хлынули инвестиции». «Этим мы и занимаемся, – сказал и.о. министра строительства, – и губернатор, и правительство, и министерство строительства».

Спору нет, инвестиции нужны, они – залог развития, но и инвестиции, и процесс градостроительства – все это делается, как заявляет губернатор, для населения области. Однако спрашивать мнение населения и учитывать его интересы пока власти, похоже, не торопятся.

Это косвенно просматривается из представленного Градостроительного устава Ульяновской области. Стоило его сравнить с подобными законами других регионов, сразу видно, как говорят в Одессе, что «это две большие разницы». В нашем уставе, например, ничего нет о разграничении полномочий в строительной сфере между региональной властью и органами местного самоуправления. Нет ни слова об учете мнения населения и процедурах публичных слушаний. Создается впечатление, что теперь, согласно этому уставу, все градостроительные решения будут приниматься только на уровне областной власти. И хотя, когда начинался разрабатываться этот документ, нам сообщалось, что за основу взят типовой устав Росстроя, на сайте Росстроя находится более логичная и более подробная «модель регионального закона о градостроительной деятельности». Там-то как раз и обозначены четкие правила: и разграничения полномочий, и порядок выделения земельных участков многоквартиных домов (будь у нас такой порядок, может, и не было бы проблем с Отрадной или курдонерами на Ульяновском проспекте), и даже условия проведении местного референдума при изменении статуса территории.

Возможно, Градостроительный устав мог бы стать более совершенным и полезным, если бы прошел нормальное обсуждение с общественностью и с областными законодателями. Но депутаты обсуждать его как-то не захотели. Когда утверждение проекта устава было внесено в повестку дня, депутат-справоросс Алексей Куринный предложил в этот день не принимать документ, поскольку никто из депутатов его не читал – проект был роздан депутатам за несколько минут до начала заседания. Другие депутаты тоже признавались в кулуарах, что не знакомились с текстом документа, и вообще, по их мнению, с уставом знакомы лишь три-четыре человека в комиссии, рассматривавшей его. Тем не менее, единороссы, которых в нашем заксобрании квалифицированное большинство, дружно ответили, что кому надо, тот знакомился, и затем весело и дружно проголосовали за принятие основного градостроительного закона области, доверяя областному правительству как отцу родному и напоминая слова режиссера (из знаменитого мультфильма о театре) про то, что не надо вмешиваться в текст, потому что «автор думал, думал».

Наверное, именно поэтому бывший главный архитектор Ульяновской области Вячеслав Некрасов сказал, что Градостроительный устав региону нужен, однако в том виде, в каком он получился, документ вызывает большие сомнения. Впрочем, и особого вреда от недостатков устава не будет, потому что есть над ним Градостроительный кодекс. И для нас, жителей города, главное сейчас то, как будет осуществляться территориальное планирование, какими станут схемы детальной планировки, на которых должен быть учтен каждый дом и участок. Но их пока нет.

На вопрос, почему у нас, в Ульяновской области, в градостроительной деятельности все перевернуто с ног на голову: сначала без планировки территорий принят генплан города, а только затем приступили к разработке детальной планировки – четкого ответа получить от Татьяны Тарасовой не удалось.

Правила же, установленные Градостроительным кодексом РФ, просты. Власти должны разработать и утвердить правила землепользования и застройки, а потом – проекты детальной планировки и Генплан (как это сделали в Москве или в соседней Мордовии). Все это обязательно должно пройти процедуру публичных слушаний, потому что народ вправе высказать свои возражения и потребовать соблюдать его интересы. Если все это сделать как положено, не будет ни сомнительных строек, ни возмущений граждан.

Но у нас все получилось наоборот. Детальной планировки нет. Есть лишь Генплан, на который при выдаче разрешений ссылается горархитектура, но там ничего детально не прописано – закрашены целые микрорайоны одним цветом с обозначением, что это зона жилой застройки, и поди разберись, что там можно, а что – нельзя. И сколько там метров до близлежащего дома, есть ли там зеленые насаждения – это уже, видимо, никого не интересует. В результате получаем сомнительную передачу участков с не менее сомнительными разрешениями на строительство.

Увы, получается, что власть сама создала условия для постоянных нарушений. И теперь только она может их остановить, потому что ссылаться при выделении участков на размытую схему зонирования просто неприлично. Уже даже специалисты областного минимущества, проводящие конкурсы на право аренды участков под строительство, удивляются, как это городские архитекторы выбирают участки, от которых отказываются даже застройщики, ссылающиеся на то, что не хотят иметь проблемы с жильцами соседних домов, потому что так близко к домам строить нельзя.

Скоро начнутся публичные слушания по проектам схем территориального планирования районов Ульяновска. И сейчас главное – не проспать, и не отсиживаться дома тем, кто заботится о своем городе и окружающей природной и архитектурной среде. Потому что если они не придут, то явятся чиновники и лица, имеющие иные интересы. А после утверждения возмущаться будет уже бесполезно, потому что это станет уже законом, на который потом будет ссылаться горархитектура. И не помогут уже ни губернатор, ни прокуратура.

Публичность без публики

Когда верстался номер, стало известно, что публичные слушания по проекту планировки центральной части Ульяновска назначены на 24 июля, о чем сообщила газета «Ульяновск сегодня». Вчера Евгений Лытяков, покинувший вместе с четырьмя профессорами и журналистом Общественную палату и ныне формирующий совет инициативных групп, протестующих против точечной застройки, направил прокурору Ульяновской области заявление с просьбой отменить постановление мэра Ульяновска о назначении слушаний, изданное с нарушением законодательства.

«Градостроительный кодекс предусматривает, что подобные документы должны обсуждаться не менее двух и не более четырех месяцев, – говорится в заявлении. –

В данном случае намерены провести «обсуждение» за один месяц. Кроме того, в информационном сообщении не указано, где можно ознакомиться с материалами, по которым проводятся публичные слушания, следовательно, гражданам предлагают явиться на обсуждение «кота в мешке». Не предусмотрены, судя по содержанию сообщения, и какие-либо предварительные обсуждения проекта». Все указывает на то, что администрация города не заинтересована в реальном изучении мнений граждан, а хочет быстро, келейно оформить какой-то документ, подготовленный в тайне от общественности, считает Лытяков. Он подозревает, что опять получится так же, как было со слушаниями по Генплану, Правилам землепользования и застройки, или парку Матросова.

«Таким образом, сделана очередная попытка имитировать обсуждение важнейшего документа, определяющего порядок застройки и реконструкции исторической зоны города», – заявляет Лытяков.