Алевтина Пыжова с детства мечтала быть художником. Но ее попытка поступить после школы в художественное училище оказалась неудачной. У девушки с рождения не видел один глаз, и педагоги в училище категорически отказали: «Художник не может быть с необъемным зрением». Мечту Пыжовой удалось воплотить в жизнь уже только после выхода на пенсию. Познакомиться с ее работами, находящимися в фондах московского Музея наивного искусства, теперь могут и ульяновцы. В нашем Музее народного творчества работает персональная выставка этой необычной художницы.
На все руки мастер Не поступив в художественное училище, Алевтина занялась административной работой. Но в свободное время, между работой и семейными заботами, никогда не забывала о творчестве. Занималась вышивкой и создавала целые картины, вырезала из дерева фигурки людей и животных, делала кукол, детские игрушки, расписывала подносы и шила одеяла. А выйдя на пенсию, наконец занялась живописью.
Первые картины ей приходилось писать на фанере или кусках оргалита, с дырками и сломанными углами. Краски на водной основе художница делала сама. Но со временем и материалы для картин, и стиль художницы совершенствовались. Потом она стала участником и победителем телевизионного конкурса художников-самоучек, и с 1999 года Алевтина Пыжова начала регулярно участвовать в выставках наивных художников и выставлять свои работы в персональных экспозициях.
Рисует городской фольклор Побывав в нескольких городах России, в Словакии и Польше, работы Пыжовой добрались и до нашего города. В Музее народного творчества ее выставка организована в рамках сотрудничества с Музеем наивного искусства Москвы. В декабре прошлого года, благодаря этому сотрудничеству, ульяновцы уже видели «Фестнаив-2007», а в конце этого года в Москве пройдет выставка Николая Козырина, самого известного ульяновского художника-наивиста.
Работы же Пыжовой в Ульяновске будут выставляться до конца лета. Искусствоведы говорят, что истоки образной системы ее работ лежат в городском фольклоре. Например, изображения русалок, пейзажей с лебедями на многих полотнах напоминают те, что мы видим на народных рыночных ковриках. В то же время работы Пыжовой отличают мягкие пастельные тона, которые нечасто встречаются у наивов. К примеру, у нее много розовых пантер. Звери у Пыжовой вообще всегда получаются с человеческими лицами.
Да и названия картин с теми же пантерами говорят об их более глубоком смысле: «Нежность», «Материнство». Еще одна важная тема в творчестве художницы – любовная и даже эротическая. Несколько полотен посвящено классическому сюжету про изгнание из рая Адама и Евы, на полотне «Романтическое свидание» черный лебедь везет по реке лодку с целующимися женихом и невестой, прекрасные русалки отдыхают у воды. Правда, точку в развитии этой темы ставит работа «Семейная жизнь», изображающая женщину в роли лошади, везущей повозку с мужем и детей на собственной спине. А вот на пейзажах Пыжова создает идиллистическую картину мира, будь то изображение пасущихся овечек под розовым небом, деревни или холмов с катающимися на санках во время каникул детьми. Не смогла художница пройти и мимо темы веры в Бога. Она в работах Пыжовой раскрывается совсем по-разному: от изображения обряда крещения с батюшкой и младенцем в тазике до храма с ангелами над ним и совсем уж не наивного полотна «Замковая гора» с изображением горы, полной кладбищенских крестов и идущих между ними по тонкой дорожке крохотных людей.