Скандальная история в Ульяновской области, о которой ранее сообщал «Эксперт Online», началась с того, что сразу шесть членов региональной Общественной палаты вместе с ее секретарем публично заявили о своем выходе из состава этой организации.

Предпринятый демарш строптивые общественники мотивировали тем, что «палата превратилась в демократическую ширму» [1]. «Региональная власть фактически объявила палате бойкот», — заявили вышедшие члены Общественной палаты. Они пояснили, что чиновники просто игнорируют эту структуру как таковую.

«Власти просто перестали замечать нас, какой бы вопрос мы ни обсуждали, — говорил в интервью “Эксперту Online” Евгений Лытяков, вышедший из состава палаты. — Если мы обсуждаем вопрос уничтожения исторических памятников в городе, чиновники молчат, если говорим о проблемах точечной застройки — ни слова в ответ! На наши запросы либо не отвечали совсем, либо присылали отписки. У палаты в нынешнем виде нет никаких рычагов воздействия на власть, кроме моральных. В таком виде ее деятельность становится абсолютно бессмысленной». По мнению господина Лытякова, у этой организации в регионах нет будущего, поскольку «губернатор всегда имеет возможность сформировать Общественную палату под себя».

Так и произошло. На место ушедших уже подобрали новых членов. По оценкам местных экспертов, все новоприбывшие вполне вписываются в региональную вертикаль власти. Например, новым секретарем палаты, что символично, избрали члена президиума регполитсовета «Единой России» Александра Фролова. Уже на первой встрече с журналистами господин Фролов попросил представителей прессы писать на «конструктивные темы». К таковым он отнес, в частности, посевную и уборку урожая. «Региональные власти допустили серьезную ошибку, не сумев наладить цивилизованный диалог с Общественной палатой. Это сильнейший удар по имиджу губернатора Сергея Морозова, — считает политолог Дмитрий Ежов. — Теперь при каждом удобном случае будут вспоминать о том, как губернатор разогнал Общественную палату. Ведь ему ничего не стоило приехать пару раз на заседания и сделать пару реверансов в сторону общественников. Сейчас же они не только загубили идею, но и создали все условия для скорейшего объединения в области до этого момента разрозненных оппозиционных сил».

По мнению политолога, произошедший в Ульяновске скандал поставил вопрос ребром: есть ли вообще будущее у общественных палат в регионах в целом. Ведь скандалы с участием пресловутых палат происходят в России достаточно регулярно. Например, не столь давно в Воронеже тамошнюю Общественную палату обвинили… в пропаганде проституции. В эфире областного радио было заявлено, что руководитель одной из некоммерческих организаций Ольга Блинова распространяет на публичных мероприятиях Общественной палаты брошюры «Будь осторожна!», в которых содержатся рекомендации для работниц эскорт-услуг. Правда, в самой организации случившееся расценили исключительно как провокацию.

А в Пермском крае, например, длительное время вообще считали, что Общественная палата им не нужна, поскольку там есть своя структура — Гражданская ассамблея. Правда, недавно и чиновники, и представители общественности изменили свое мнение на этот счет, посчитав, что лишних инструментов взаимодействия населения и власти не бывает. Но пермский случай — скорее удивительное исключение из правил. Гораздо чаще региональные власти неприязненно относятся к Общественным палатам и подчас даже чинят всяческие препоны их деятельности. Во многих случаях общественные палаты очень формальны и полностью контролируемы. Они зачастую становятся декоративными структурами, работают эпизодически и собираются очень редко. Подчас доходит до того, что члены палаты даже не знают друг друга в лицо.

В Курганской области, например, скандалы то и дело сотрясают местную Общественную палату. Тамошние эксперты склонны считать, что отбор членов палаты далек от идеала: бытует мнение, что в организации имеют шансы оказаться лишь те люди, которые так или иначе близки областным властям. Кандидаты, не попавшие в состав палаты, заявляют, что чиновники просто испугались того, что эта структура может просто-напросто превратиться в оппозиционный союз. «В большинстве регионов Общественные палаты абсолютно ручные. Это, по сути, декоративная игрушка, которую всегда можно показать — мол, у нас вовсю процветает демократия, — пояснил в интервью “Эксперту Online” регионовед Сергей Петров. — В свое время, когда душили религию, также говорили иностранцам: гляньте, вот церковь, там люди молятся, так что у нас все нормально».

http://www.expert.ru/articles/2008/07/08/ulpalata/