Иллюстрация издательства: Центрполиграф
Культура по четвергам: ульяновский суд признал книгу «Застольные беседы Гитлера» экстремистской литературой. Обозреватель «Парка культуры» выступил со встречным предложением: посадить за изнасилование всех, имеющих «аппарат».
Все-таки время года накладывает серьезный отпечаток на деятельность человека. Нет, я не про отпускные настроения в офисе и прочие летние прелести. Я, скорее, о том, про что когда-то хорошо сказал Хемингуэй:
«Я говорю о тех двух типах дураков, которые встречаются в России. Первый — это зимний дурак. Зимний дурак подходит к дверям вашего дома и громко стучится. Вы выходите на стук и видите его впервые в жизни. Зрелище он собой являет внушительное. Это огромный детина в высоких сапогах, меховой шубе и меховой шапке, и весь он засыпан снегом. Он сначала топает ногами, и снег валится с его сапог. Потом он снимает шубу и встряхивает ее, и с шубы тоже валится снег. Потом он снимает шапку и хлопает ею о косяк двери. И с шапки тоже валится снег. Потом он еще топает ногами и входит в комнату. Тут только вам удается как следует разглядеть его, и вы видите, что он дурак. Это зимний дурак.
А летний дурак ходит по улице, размахивает руками, вертит головой, и всякий за двести шагов сразу видит, что он дурак».
К чему это я. Да вот на этой неделе суд Засвияжского района Ульяновска удовлетворил иск районной прокуратуры и признал экстремистской книгу Хью Тревор-Ропера «Застольные беседы Гитлера. 1941—1944 годы».
История началась с подачи ульяновских «общественных организаций», отправивших обращение в областную прокуратуру. Так, заместитель секретаря региональной Общественной палаты Константин Долинин уверял: «Перед нами свастика в глянце, откровенная пропаганда в хорошей обложке. Именно поэтому мы попросили прокуратуру провести экспертизу законности продажи таких книг». В унисон с ним вещал и представитель общественной организации «Родительское собрание» Максим Терляев: «Мы ждем от правоохранительных органов адекватной реакции – данные книги в идеале должны быть изъяты из продажи. Существуют же нормы морали, здравый смысл, больше это терпеть нельзя!».
И вот во вторник гневные слова были услышаны. Старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима пояснил средствам массовой информации, что на страницах этой книги были опубликованы тексты антиславянского и антисемитского характера: «Согласно выводам проведенного политологического (sic!) исследования, в книге приведен ряд высказываний Гитлера, которые унижают достоинство русского и еврейского народов, что выражается в констатации неполноценности и примитивности людей с точки зрения их национальности («русские — звери», «славяне — это масса прирожденных рабов», «еврей — это паразит»)».
Хочется верить почтенному представителю «Родительского собрания» в том, что нормы морали и здравый смысл действительно существуют и решение суда в законную силу все-таки не вступит.
Потому как после этого решение будет направлено в региональное управление Федеральной регистрационной службы, и книгу Тревор-Ропера внесут в так называемый «Федеральный список экстремистских материалов». Это значит, что данную работу запрещено издавать и распространять на территории всей страны. И попытки заняться ее «незаконным изготовлением, распространением и хранением в целях дальнейшего распространения» могут довести проказника до цугундера.
Если вы ждете рыданий про засилье цензуры в стиле: «Нельзя! Жечь! Книги!» — зря. Я человек привередливый, консервативный, и дай мне волю, мигом отцензурировал бы процентов восемьдесят содержимого книжных развалов. По статье «покушение на общественный разум». Соответственно, я не вижу ничего плохого ни в самом наличии «черного списка книг», ни в том, что туда попали творения ваххабитов с призывам порубать саблями на атомы всех неверных. Ничего не имею против и запрещения продукта жизнедеятельности воспаленного мозга под названием «Удар русских богов», где автор на полном серьезе несет что-нибудь вроде «Христа распяли на кресте. В те времена в Риме на кресте распинали только за педерастию. На прямом кресте, лицом вперед — таких активных педерастов, как Христос. На косом кресте, задом — пассивных, таких, как Андрей Первозванный» или
»Иудаизм уничтожил в Синайской пустыне целый народ — древних евреев — и в результате Синайского эксперимента создал новых евреев в виде биороботов».
Но вот данный прецедент меня несколько тревожит. И исключительно потому, что его создатели слишком напоминают персонажей Хемингуэя, не потрудившихся даже прикрыться шубой или шапкой.
Во-первых, признаюсь честно, что вышеприведенные цитаты Гитлера меня не удивили – почему-то я предполагал услышать от него нечто подобное. Было бы несколько странно, если вождь Третьего рейха занялся бы апологией панславизма или начал призывать евреев на гору Сион. А если господам ульяновским прокурорам так страшно слышать подобные фразы, то удивительно, почему они не начали с запрета материалов Нюренбергского процесса – там высказывались и похлеще. Еще меня очень порадовала фраза «Кроме того, в памяти россиян личность Гитлера устойчиво ассоциируется с преступной агрессией, многомиллионными жертвами и массовым истреблением гражданского населения». Такое основание для обращения в суд, как «ассоциация с преступной агрессией» — это, безусловно, сильный ход. Давайте еще превентивно посадим за изнасилование всех, у кого «аппарат есть».
Но даже если отбросить ерничество и выслушать уверения в том, что книга «Застольные беседы Гитлера» пропагандирует фашистские воззрения и обеляет Гитлера, то я опять позволю себе не согласиться с этим тезисом.
Так называемые «застольные беседы Гитлера» — это, напомню, записанные и застенографированные монологи, которые фюрер изрекал в узкой компании за столом или после еды. Существуют три основных издания, фиксирующие их: новоявленного «экстремиста» Хью Тревора-Ропера, Германа Раушнинга и Генри Пикера.
Герман Раушнинг в 1930-е годы был одним из видных национал-социалистов Данцига, неоднократно встречался с Гитлером и претендовал на лидерство в городском отделении НСДАП, пока не вошел в конфликт с гауляйтером Данцига Форстером. В итоге он был исключен из партии и в 1938 году эмигрировал в Британию. Там он и подписал контракт на написание пропагандистской книги, которая и вышла в 1939 году под названием «Говорит Гитлер» и подзаголовком «Доверительные сообщения фюрера о его планах завоевания всего мира». Книга была немедленно переведена на большинство европейских языков и издана в 20 странах Европы и Америки.
Что же касается Генри Пикера, то этот молодой, но уже дослужившийся до чина оберрегирунгсрата попал в 1942 году на службу в ставку Гитлера и как раз и был тем самым человеком, который эти разговоры стенографировал. Его книга «Застольные разговоры Гитлера» содержит записи этих монологов, сделанные либо самим Пикером, либо министерским советником Генрихом Геймом. Они были подготовлены к печати Пикером после войны, когда он находился в британском плену, и впервые опубликованы в Западной Германии в 1951 году.
Серьезными историками обе эти работы, надо признать, действительно критикуются.
Но вовсе не за экстремизм, а наоборот – исключительно за то, что писались они не как научные работы, а в целях антигитлеровской пропаганды, почему их все и подозревают в многочисленных искажениях в угоду заказчикам.
Что же представляет собой третья, отныне «экстремистская» работа? Сначала – об авторе. Хью Тревор-Ропер, в отличие от Пикера и Раушнинга, Гитлера в глаза не видел. Хотя бы потому, что был не нацистом, а известным британским ученым-историком. Он учился в Чартерхаус-Спул и в Крайст-Черч в Оксфорде, которые с отличием закончил. Был профессором кафедры в Оксфорде и специализировался по истории Англии XVI и XVII веков. Однако однажды он круто изменил свою научную специализацию. Дело в том, что во время войны молодой ученый служил в британской разведке, а сразу же по ее окончании, не успел еще догореть Рейхстаг, был отправлен самолетом в Берлин. Именно Тревор-Ропер был назначен главой британской комиссии, расследующей обстоятельства гибели фюрера.
По результатам этой работы в 1947 году он опубликовал одно из наиболее авторитетных исследований о нацистской Германии — «Последние дни Гитлера». После этого Тревор-Ропер стал одним из наиболее авторитетных специалистов по истории нацисткой Германии. Именно его привлекали как эксперта в знаменитом деле с найденными «дневниками» Гитлера, а в 1987 году за научные заслуги британская королева присвоила ученому звание пэра и пожаловала баронство. Хью Тревор-Ропер опубликовал множество научных работ, но наибольшую известность, кроме «Последних дней», получили «Военные директивы Гитлера 1939—45 годов» и….
Да, те самые «Застольные беседы Гитлера 1941—1944 годов».
А теперь – самое страшное. Весь абсурд ульяновского судебного решения заключается в том, что «пришить апологию нацизма» книге Тревора-Ропера крайне проблемно. Хотя бы потому, что она является не сборником речей фюрера, как работы Пикера и Раушнинга, а научной монографией, исследующей разные источники бесед Гитлера. Проще говоря – исследованием, в котором ученый пытается разобраться – что из опубликованных «застольных бесед» является подлинными речами Гитлера, а что – придумано в пропагандистских целях. Но при этом – да, Гитлера он цитирует преобильно.
«Аппарат есть», несомненно.
Особую пикантность сложившейся ситуации придает тот факт, что книги и Пикера, и Раушнинга вполне доступны россиянам, причем гораздо раньше, чем изданный в 2004 году «Центрполиграфом» Тревор-Ропер. Пикеровские «Застольные разговоры Гитлера» были переведены и изданы издательством «Русич» еще в 1993 году, в том же году в издательстве «Миф» вышла и книга Германа Раушнинга «Говорит Гитлер. Зверь из бездны».
Обе книги свободно продаются, никто их запрещать не собирается. Первоисточник – читай, россиянин, ради Бога. А вот исследование, входящее в список литературы, обязательной для изучения студентами истфаков в курсе новейшей истории в университетах всего мира – экстремизм. Давайте теперь еще всех историков Третьего рейха, ссылающихся на него в своих работах (а это – едва ли не 100% исследований) привлечем. За пропаганду экстремистской литературы.
Умом понять логику ульяновских прокуроров и судей невозможно — для этого, наверное, нужен особый тип мышления. И вот уже появляются самые дикие версии – почему «зачистку фашизма» начали именно с монографии Хью Тревора-Ропера. В интернете, к примеру, тамошние конспирологи и борцы с режимом на полном серьезе утверждают, что «власти скрывают», так как боятся напрашивающихся сравнений. И в доказательство приводят вычитанные в книжке Тревора-Ропера цитаты из фюрера. Вот такие, например: «Обучение русских, украинцев, киргизов и пр. чтению и письму нам только повредит. Гораздо лучше установить в каждой деревне репродуктор, чтобы сообщать людям разрозненные новости и развлекать их, чем предоставлять им возможность самостоятельно усваивать политические, научные и другие знания. Только чтобы никому в голову не взбрело рассказывать по радио покорённым народам об их истории; музыка, музыка, ничего, кроме музыки. Весёлая музыка — огромный стимул в тяжёлой работе; дайте им возможность потанцевать, и селяне будут нам благодарны. Разумность этих взглядов доказана нашим домашним опытом во времена Веймарской республики».
И последнее. Насколько популярной окажется инициатива ульяновских судейских, можно только предполагать. Но издательство «ЭКСМО» в этом месяце запустило новую книжную серию. Она так и называется: «Пока еще не запрещенные книги».
Фемиде привет!
http://www.gazeta.ru/culture/2008/07/10/a_2779110.shtml