Многие годы образ историка у нас ассоциировался с усердным и трудолюбивым летописцем, фиксирующим на бумаге, сидя в своей келье, важные события. Затем популярной стала фигура рассеянного чудака-ученого, перелистывающего старинные манускрипты и чихающего в облаке архивной пыли. А как выглядит современный историк? На этот и ряд других вопросов корреспонденту “Вестника” ответил заведующий кафедрой истории Отечества УлГУ профессор Дмитрий Точеный.

– Историк начала XXI века – это (вне зависимости от возраста) подтянутый, энергичный, динамичный, вооруженный компьютером, фотоаппаратом, способный выдержать большое физическое напряжение ученый. Надо учесть, что он, как правило, читает лекции в вузе, работает в архивах и библиотеках, обрабатывает извлеченный материал дома.

– Какие препятствия встречает ныне российский историк? Ему легче или труднее, чем представителям других наук?

– С крахом коммунистической системы историку в нашей стране стало работать гораздо интереснее, у него нет цепей советского строя,

он выбирает любые сюжеты, ему нет суровой необходимости уснащать свои труды цитатами классиков марксизма-ленинизма. По сути дела, история только сейчас у нас становится в подлинном смысле наукой. Главная же трудность для историка заключается в том, что каждый житель нашей страны считает себя непременным авторитетом в оценке событий прошлого. Так что предстоит не только воссоздать подлинную историю страны, но и донести ее до населения. Это важная и увлекательная задача.

– А вы не приведете какой-нибудь пример расхождений в оценке прошлого широкими массами и историками?

– Увы, таких фактов сколько угодно. Большая часть населения страны с благоговением относится к Ленину и Сталину, между тем историки считают, что самым гуманным и умным реформатором страны являлся Александр II, давший свободу крестьянам… В дискуссии “Ульяновск или Симбирск?” горожане полагают, что следует у города сохранить имя вождя пролетарской революции. Профессиональный же историк скажет, что негоже называть населенные пункты, улицы, площади именем одного из четырех самых страшный диктаторов в мировой истории (Ленин, Сталин, Гитлер, Мао Цзедун).

– Что новенького ждет тех, кто поступил в этом году в УлГУ на специальность “История”?

– Мы планируем научить их исторической журналистике. Надеемся, что со временем многие из них испытают чувство радости, публикуя яркие очерки о выдающихся деятелях в газетах и журналах или рассказывая о них по радио и телевидению. А кто-то, может быть, напишет и исторический роман.

– И трудно к вам поступить?

– На бюджетную форму мы зачисляем, как правило, тех, кто сдает экзамены на четверки, а на внебюджетную форму ректорат установил невысокую сумму оплаты за обучение, учитывая, что к нам редко поступают дети олигархов.