На этой неделе ульяновские СМИ сообщили о новом проекте, касающемся местной молодежи. Называется он «Путь в профессию», нацелен на формирование лидерских качеств у нынешних старшеклассников. Тема возникла, видимо, не случайно. Столичные социологи как минимум год назад заявили о появлении совершенно особой группы, которую обозначили «поколение XXI», и о готовности приступить к ее изучению. Так какая она, наша молодежь, и к чему стремится?
Исследования по этому поводу провели Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» и Фонд «Общественное мнение», результаты были подведены и обнародованы в СМИ на днях.
В опросе участвовало около пяти тысяч человек в возрасте от 16 до 25 лет. Это те, кто о дефолтах и непростых 90-х годах прошлого столетия либо не знают вовсе, либо только слышали.
Выяснилось, что в подавляющем большинстве эта группа гораздо активнее своих родителей (на вопрос «От кого зависит ваша жизнь?» 50 процентов представителей «поколения XXI» отвечают: «От меня лично»), верит власти (под властью подразумевается президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин), считает, что труд должен «адекватно» оплачиваться, стремится к успеху, уверена в пользе хороших знакомств и предпочитает откладывать создание семьи до осуществления карьеры.
В ходе проекта социологи выделили пять ключевых типов современной молодежи. Это «госрезерв» (16 процентов). Они амбициозны, настроены на построение карьеры, на руководящие должности, предпочитают профессии юриста, адвоката, стремятся работать в крупных федеральных структурах, интересуются политикой, каждый пятый готов вступить в партию.
Второй тип – «предприниматели», или «яппи» (19 процентов). Для них самореализация важнее карьеры.
Чаще других получают второе высшее образование. Они уверены в себе, ориентированы на западный образ жизни и не интересуются политикой.
«Клерки» – следующий тип (20 процентов). Гораздо менее инициативны, чем другие типы. Их претензии ограничиваются сносной зарплатой. Аполитичны.
Для «бюджетников» (13 процентов) главное, чтобы работа была интересная. Из них получаются учителя, медики, научные работники. Это трудоголики, для которых важно жить на пользу людям. Среди них больше девушек.
И, наконец, последний типаж «пролетарии» (17 процентов). Не ориентируются на профессиональный рост. Считают, что таким, как они, сложно добиться успеха в силу объективных причин, но сами ни к чему не стремятся. Среди «пролетариев» больше парней, и они не собираются откладывать рождение детей.
Понятно, что это только выжимка из большого исследования, которое социологи, кстати, намерены продолжить. Интерес к «поколению XXI» сейчас особый, поскольку именно оно будет выстраивать будущее страны.