Вместо пуска трех новых производств город получил полную остановку предприятия
ОКОЛО двух лет назад Ульяновск облетела радостная новость: одно из старейших предприятий города, Ульяновский комбинат строительных материалов, «взят под крыло» московскими инвесторами. Компания Massory Oy, выкупив контрольный пакет акций УКСМ, пообещала вложить в его техническое переоснащение и развитие новых производств ни много ни мало, а более двух миллиардов рублей. Реализация этого инвестиционного проекта, по оценкам правительства области, должна была принести в казну региона 220 миллионов рублей. Как сообщает сайт главы области, «в первом квартале 2007 года планируется пуск первой очереди производства лицевого кирпича, а в четвертом квартале – пуск второй очереди». Ну а в «2008 году начнется производство сухих смесей» (процитировано с сайта www.ulgov.ru).
Вот такая идиллия! Еще одно большое начинание: возрождается мощный завод, налогов – миллионы, новых рабочих мест – сотни, стройматериала для возведения доступного жилья – завались! Многократно в местной прессе озвучивались заявления о том, что УКСМ станет вторым производителем в России по объемам производства и займет до 8% рынка облицовочного кирпича. Ну как тут было не порадоваться за нашу многострадальную область, которой до этого постоянно «везло» как на правителей, так и на инвесторов. И как бы хотелось, чтобы дальше все продолжалось, как в старой русской сказке: стали они жить-ложивать да добра наживать. Но, похоже, случилось все как в современной российской были: хотели как лучше, а получилось как всегда. И даже не как всегда, а еще хуже.
Без работы -300 человек
Первый тревожный звонок прозвенел на весь Ульяновск в августе прошлого года. Тогда в одной из местных газет было опубликовано открытое письмо губернатору от нескольких акционеров комбината. В нем сообщалось со ссылками на различные документы, что сделка по продаже акций комбината была совершена незаконно, с многочисленными нарушениями антимонопольного законодательства. Также подписанты обращали внимание главы региона на то, что «Новые хозяева комбината совершенно не обращают внимания на производство; ни ремонтов, ни реконструкции, ни разработки выделенных комбинату карьеров не производится, да и карьеры им были нужны, по всей видимости, только лишь для того, чтобы повыгоднее перепродать комбинат. Комбинат постепенно приходит в упадок, уже совсем немного осталось до полной разрухи, а это значит: нет выпуска столь дефицитных строительных материалов; 300 человек остаются без работы» (процитировано из газеты «Симбирский курьер» от 28 августа 2007 года).
Общественное значение
Можно в принципе несколько скептически отнестись к спору двух хозяйствующих субъектов: ну, подумаешь, не поделили они прибыль, теперь устраивают «разборки» подобным способом. Если бы не одно «но»: к этому времени, если верить обещаниям одного из новых хозяев комбината Александра Тарарыкова, уже должна была заработать новая производственная линия. Но – не заработала! Более того, оказался затопленным основной кирпичный цех, остальные цеха тоже «встали». Начались массовые увольнения. Котельная, обеспечивавшая теплом и горячей водой весь поселок УКСМ, сперва начала работать с серьезными перебоями, а потом и вовсе была остановлена. Как следует из открытого обращения бывших сотрудников УКСМ прокурору Ульяновской области, «по приказу руководства котельная едва не была демонтирована и вывезена за пределы завода, предположительно с целью продажи – положение спасло только вмешательство областной власти» (процитировано из газеты «Симбирский курьер» от 7 июня 2008 года). А подобные события – это уже не дело о неподеленной прибыли. Подобные прецеденты имеют социальную значимость, и каждый из нас обязан обратить на них внимание. Ведь речь идет в конечном итоге и о благосостоянии нашего края, и о судьбах наших сограждан – работников комбината и жителей поселка.
Избита и уволена
Дальше дело приобрело и вовсе криминально-коррупционный характер. Как сообщается все в том же письме к прокурору, сначала «должность юриста была освобождена путем шантажа и физической расправы над бывшим юристом И. Сафутиной. Бывший заместитель директора силой вытолкнул ее из кабинета, в результате чего она получила травму головы и находилась на лечении около месяца» (процитировано из газеты «Симбирский курьер» от 7 июня 2008 года). Неужели никто не обратился к служителям закона? Обратились, конечно же, со всеми необходимыми справками и результатами судебно-медицинской экспертизы. Но реакции не последовало. Точнее, последовала, но совершенно в неожиданном направлении. Вновь цитата из обращения бывших сотрудников: «По многим жалобам разбирался один из представителей правоохранительных органов Засвияжского района, который, вместо того чтобы объективно вникнуть в сложившуюся ситуацию, договорившись с бывшим директором, устроил на должность юриста комбината свою родственницу» (процитировано из газеты «Симбирский курьер» от 7 июня 2008 года).
Кто амнистирует кощунство?
Прокуратура, надо отдать ей должное, отреагировала и подтвердила часть фактов, о которых говорилось в обращении. «В ответ на обращение старший помощник прокурора области Василий Зима сообщил редакции, что против должностных лиц УКСМ было возбуждено два уголовных дела. В связи с тем что деяния подозреваемых подпадали под приуроченную к 100-летию Госдумы амнистию, эти дела были прекращены. В ноябре 2007 года было возбуждено еще одно дело – по признакам преступлений, связанных с хищением должностными лицами УКСМ имущества, невыплатой дивидендов и неуплатой налогов. Факты воровства (в частности, сырьевой базы комбината) в ходе следствия подтвердились, и сейчас, как пишет старший помощник обл-прокурора, следственное управление при УВД проводит «необходимые процессуальные мероприятия».
По части других фактов Засвияжским РУВД в возбуждении уголовного дела было отказано, однако в июне нынешнего года постановление об отказе прокурором Засвияжского района отменено и материалы направлены в УВД Засвияжья для проведения дополнительной проверки.
Ранее проверкой было установлено, что один из заместителей директора нанес во время скандала телесные повреждения бывшему юристу УКСМ Сафутиной (засвидетельствовано судебно-медицинской экспертизой). Повреждения квалифицированы как не угрожающие здоровью, что стало причиной невозбуждения уголовного дела против замдиректора, хотя, уточняет прокуратура, пострадавшая вправе обратиться в суд в порядке частного обвинения» (процитировано из газеты «Симбирский курьер» от 28 июня 2008 года).
Амнистия – какая прелесть! Воистину, милосердие российской Фемиды безгранично. Но, увы, избирательно: кто смилостивится над уволенными комбинатовцами и оставшимися без воды сельчанами?
Об избиении юриста: может быть, решение «государева ока» в данном случае и является верным. Однако разве оно может снизить меру кощунства этого поступка, когда мужская рука поднялась на пожилую уже (Сафутиной под 60) женщину?
Цена вопроса – 600 миллионов рублей
Что такое УКСМ сегодня? Это полностью остановленное производство, колоссальные убытки по итогам 2007-го года, остановленная котельная. А еще это – разбитые надежды сотен бывших сотрудников предприятия и членов их семей. Многие были уволены в предпенсионном возрасте. И можно себе представить, каково им сейчас с трудоустройством. На работу продолжают ходить 30 – 40 человек. Чем они занимаются на полностью замороженном производстве – еще одна загадка от новых владельцев комбината. И в самом деле: уволили почти всех – зачем оставили этих «избранных»? «Оппозиционные» акционеры предлагают свой вариант разгадки.
Дело в том, что правление сейчас оформляет в собственность землю под предприятием, – говорит один из держателей акций, – а это 23 гектара. Рыночная стоимость сотки земли в нашем районе составляет более 250-ти тысяч рублей. Таким образом, за площадь под УКСМ можно выручить 500 -600 миллионов рублей. Но подобное оформление возможно только для работающей организации. Вот они и не увольняют последних рабочих, чтобы числиться функционирующим комбинатом.
Сколько ждать обещанного?
Если верить этой информации, то понять нынешних хозяев УКСМ совсем не трудно. Но как они сами прокомментируют сложившуюся ситуацию? И есть ли разумное объяснение тому, что обещанные два миллиарда инвестиций почему-то превратились в разруху и хаос? Если в действиях инвесторов отсутствует злой умысел, то где же добрый? Существует ли у владельцев комбината программа вывода комбината из кризиса? Со всеми этими вопросами мы хотели обратиться к нынешнему генеральному директору комбината Александру Казинину. И даже дозвонились до него, чтобы договориться о встрече. Явно не ожидавший подобного звонка Александр Евгеньевич пообещал перезвонить, но… Видимо, решил выждать, в соответствии со старой русской пословицей, три года. Наверное, столько же нам ждать и обещанных двух миллиардов инвестиций.
А тем временем УКСМ, некогда бывший флагманом ульяновской экономики, продолжает медленно умирать. Обратит ли на это внимание хоть кто-нибудь, кроме неравнодушных акционеров? Вопрос пока открыт.