Во многих регионах страны в последнее время активизировался процесс формирования новых форм управления. В некоторых субъектах федерации образуются правительства, в других, где такая модель уже работала, их переформатируют под решение новых задач.

С чем связаны эти процессы? На первый взгляд переформатирование власти на местах происходит под влиянием федерального центра, причем влиянием опосредованным. После выборов президента в стране сложилась фактически двухуровневая система управления. Во главе государства встал избранный президент Дмитрий Медведев, а во главе правительства – бывший президент Владимир Путин. Переход экс-руководителя страны в кресло премьера сразу же сделал в прошлом техническое правительство вполне самостоятельным институтом. А рост влияния большого кабинета министров потянул за собой и повышение статуса таких же органов на местах.

Между тем губернаторы остались в сфере влияния президента. А поскольку новый глава государства решил сконцентрировать свое внимание на политических вопросах и стратегических приоритетах, спустив экономические задачи на уровень правительства, это заставило губернаторов пересмотреть свои интересы. И многие предпочли пойти вслед за главой государства, сфокусировав работу на решении стратегических вопросов и переложив текущие задачи на плечи местных министров. К тому же такой подход позволяет региональным лидерам подстраховаться на случай возможных провалов и ошибок, оставаясь в глазах населения «над схваткой». Даже если губернатор одновременно возглавляет и местное правительство.

Красноярск: новая структура власти

Сегодня в Красноярске состоялось первое организационное заседание правительства края. Раньше такой структуры в самом крупном по площади сибирском регионе не было, а функции кабинета министров, по сути, выполнял совет администрации края. Но в связи с объединением края с Таймыром и Эвенкией встал вопрос о новой конфигурации власти. Был принят новый устав региона, в котором и появилась глава о правительстве. В ближайшие месяцы совет администрации края будет ликвидирован, а на его месте заработает кабинет министров (высший орган исполнительной власти Красноярского края) во главе с премьером и администрация губернатора во главе со своим руководителем. В состав правительства войдет и глава администрации губернатора Василий Кузубов. По оценке аналитиков, такая система власти, с одной стороны, позволит главе региона в спокойном режиме заниматься стратегическими вопросами. А правительству – конкретным управлением социально-экономическим развитием региона. Администрация же губернатора за этим процессом будет следить.

Краевой закон о правительстве вступил в силу вчера, поэтому все члены кабинета уже приступили к исполнению своих обязанностей. Основная специфика новой конфигурации власти в регионе – появление премьер-министра. Как уже сообщал «Эксперт Online», на эту должность по представлению губернатора Александра Хлопонина был назначен его бывший зам Александр Новак. Конечно, говорить о формировании двух центров силы в краевой политике не стоит. Во-первых, губернатор остается высшим должностным лицом в крае. Во-вторых, уровни известности Хлопонина и Новака несопоставимы. Тем не менее нельзя не отметить прогрессивный подход красноярского губернатора к управлению огромным краем. Тем более на фоне перманентных слухов о его окончательном возвращении в Москву.

У нового премьера будет три заместителя. На эти должности назначены также бывшие вице-губернаторы Эдхам Акбулатов (в его ведении останутся вопросы экономического развития и инвестиций), Анатолий Тихонов и Ольга Карлова (она будет курировать социальные вопросы). В структуре правительстве созданы 14 министерств, во главе которых встали в принципе чиновники, курировавшие эти вопросы в структуре совета администрации края. К примеру, Николай Глушков стал министром строительства и архитектуры, Андрей Гнездилов – министром природных ресурсов и лесного комплекса, Михаил Котюков – министром финансов, а Денис Пашков – министром промышленности и энергетики. Другими словами, говорить о существенном обновлении кадров в данном случае не приходится. Но, по оценке первого зампреда Законодательного собрания края Валерия Семенова, «состав власти обновился не только в смысле прихода в нее новых людей, но и в плане обновления самих подходов и постановки задач».

Пожалуй, единственной сенсацией стал приход на должность министра экономики и регионального развития края Алексея Иванова, до этого занимавшего аналогичную должность в правительстве соседней Республики Хакасия. «Это абсолютно новый для Красноярского края человек, хотя и не новый для представителей краевой власти… Министр экономики довольно функционально работал с органами федеральной власти, и поэтому его приход принесет новое в развитие экономических процессов на территории Красноярского края, тем более что на должности вице-премьера по вопросам экономики остался Эдхам Акбулатов», – отметил Семенов. По оценке местных политологов, переезд Иванова из Абакана в Красноярск не случаен. Во-первых, срок полномочий главы республики Алексея Лебедя подходит к концу и нет сомнений в том, что в своем кресле он не останется. Во-вторых, некоторые местные аналитики заговорили о том, что не за горами – вопрос об объединении Хакасии с Красноярским крае, тем более что республика когда-то уже входила в состав этого региона.

Оценить новый формат власти в Красноярском крае, по мнению местных наблюдателей, можно будет не ранее чем через полгода. Правда, губернатор края Александр Хлопонин, проводивший сегодня первое заседание нового органа управления, отметил, что времени на раскачку нет. «Премьер-министру Александру Новаку дано поручение по формированию в кратчайшие сроки структуры министерств. Я понимаю, что работать в таком быстром режиме сложно, но, как говорится, мы будем одевать костюм прямо на бегу»», – отметил глава региона. И поставил перед кабинетом три стратегических направления работы: привлечение в регион инвестиций, развитие инфраструктуры территорий и муниципальных образований в целом и социальное развитие края. По его словам, около 80% работы заместителей председателя правительства будет составлять решение стратегических задач, а 20% — текущие вопросы. А вот в деятельности министров это соотношение будет полностью противоположным. Такое распределение обязанностей, по мнению губернатора, позволит преодолеть размытость компетенций, которая прежде наблюдалась в работе департаментов, агентств и служб.

Кроме того, Хлопонин подчеркнул, что модель управления не будет походить на модели власти, принятой в национальных республиках, где должности руководителя правительства и руководителя региона абсолютно разведены. «Все будет с точностью до наоборот, — сказал он. — Губернатор края будет не надстройкой над исполнительной властью, а высшим должностным лицом края, которое будет нести полную ответственность за работу правительства. Поэтому первым принципом нашей работы станет командность, основанная на понимании, что мы делаем единое дело».

Ульяновск: мнимая перестройка

В Ульяновской области правительство сущетсвует давно и возглавляет его лично губернатор Сергей Морозов. На этой неделе он неожиданно обновил структуру кабинета. Перед этим министры утвердили концепцию стратегии развития региона до 2012 года. Тем самым, по словам Морозова, определив стратегические цели развития области на ближайшие пять лет. «Именно поэтому сегодня необходимо создать систему работы, которая четко будет ориентирована на конечный результат, будет адекватна тем сложным и масштабным задачам, которые предстоит решать», – пояснил господин Морозов. И сообщил, что отныне у председателя правительства области будет пять заместителей, из них два – первых. На эти должности назначены Владимир Козин и Александр Пинков. В подчинении Владимира Козина будут находиться два ключевых министерства — экономики и финансов. Его задачи – реализация эффективной экономической, бюджетной и финансовой политики, разработка стратегических направлений развития Ульяновской области. Также в его сфере ведения остаются реализация на территории области приоритетных национальных проектов. Александр Пинков будет отвечать за управление развитием реального сектора экономики.

Заместители председателя правительства – Тамара Девяткина, Александр Якунин и Дмитрий Рябов. Девяткина будет по-прежнему курировать социальный блок. В зоне ответственности Александра Якунина – развитие сельских территорий, вопросы продовольственной безопасности, развития агропромышленного комплекса, природных ресурсов и охраны окружающей среды. Дмитрий Рябов будет контролировать вопросы инвестиционной политики, инноваций международных и межрегиональных связей, управления государственным имуществом Ульяновской области, а также координировать работу представительства Ульяновской области при российском правительстве. Одновременно с этим принято решение о сокращении количества министерств и ведомств. Уже известно, что в ближайшее время будут объединены министерство строительства и министерство топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов области. Также сольются в единую структуру министерство молодежного развития и департамент физической культуры и спорта. В результате многочисленных пертурбаций только в этом году под сокращение могут попасть сразу 800 государственных служащих. По предварительным оценкам, это позволит сэкономить 100 млн бюджетных рублей.

Правда, простой анализ кадровых перестановок в региональном правительстве показал, что ничего особенного на самом деле не случилось. Депутат законодательного собрания Ульяновской области Александр Кругликов говорит, что «губернатор тасует одну и ту же колоду». «Новых кадров не появляется. Двадцать человек беспомощно ходят по кругу. Я не считаю, что такие меры могут способствовать оздоровлению региона, – сказал в интервью «Эксперту Online» парламентарий. – Получается, что как ребята ни садятся – все в музыканты не годятся». А политолог Николай Васин не видит в этой тенденции ничего удивительного: «Региональные власти пытаются копировать политику, проводимую сегодня Кремлем. Проще говоря, ульяновские власти надеются создать структуру, которая будет способна к решению вопросов, которые поставил новый российский президент».

«Никакой кадровой революции действительно не произошло. Любые перестановки всегда на 80% являются пиаром. Создается информационный шум, за которым становятся невидимыми реальные проблемы. А проблем в области накопилось много, – заявил в интервью «Эксперту Online» ульяновский политолог Дмитрий Ежов. – Дело в том, что кадровый резерв, имеющийся в распоряжении губернатора, очерчен кругом определенных людей. На самом деле в конечном итоге никакой принципиально новой структуры не получилось – в правительстве по-прежнему знакомые лица». По мнению господина Ежова, губернаторская реформа расставила лишь акценты. «Если совсем недавно ставка преимущественно делалась на пришлых людей из соседних регионов, то сегодня – на местных», – считает эксперт.

Эксперты сходятся во мнении, что ульяновскому губернатору, если он действительно желает изменить жизнь региона к лучшему, необходимо серьезно переформатировать команду. «Федеральные власти дали четкую установку – власть и бизнес должны существовать порознь. В ульяновском же правительстве эти понятия по-прежнему переплетены», — говорит господин Кругликов.

http://www.expert.ru/articles/2008/07/16/regpravit/