Архиепископу Симбирскому и Мелекесскому Проклу

Добрый день, уважаемый владыка Прокл!

Поводом для обращения к Вам послужили выпуски телевизионных новостей 7–8 июля с сообщениями о том, что Вы и руководимая Вами епархия поддерживаете инициативу мэра Ермакова С.Н. о переименовании города Ульяновска.

Меня эта новость заинтересовала, и я обратился по телефону 461-693 за разъяснениями в Епархию. Со мной дважды разговаривал отец Диадор.

На мой вопрос, почему Вы и Ваша Епархия занимаете столь жесткую позицию в отношении В.И. Ленина и города, носящего его имя, отец Диадор ответил предельно ясно, конкретно и прямо, что имя Ленина В.И. (этого человека) должно быть навечно стерто из истории и, соответственно, из памяти людей, а мы (видимо, Русская православная церковь?) сделаем все для этого, и я, как татарин, должен ратовать за название Симбирск (Симбир), а Ленин (Ульянов) убил очень много людей!

В ходе беседы я обратил внимание отца Диадора на то, что в годы Великой Отечественной войны наши деды – победители – 7 ноября 1941 года уходили в бой от стен Ленинского Мавзолея, а 24 июня 1945 года бросили к его подножию вражеские знамена и штандарты. Воевали, умирали и побеждали под знаменами с изображением Ленина, на которых ордена Александра Невского, Кутузова, Суворова, Нахимова, Ушакова спокойно соседствовали с Орденами Ленина и Красного Знамени. На что отец Диадор ответил, что так было потому, что ничего другого не было, а меня начал обзывать коммунистом. Что, слово «коммунист» в России уже стало ругательством?

В ходе телефонной беседы очень трудно обсуждать сложные вопросы.

Но я пытался выяснить для себя еще некоторые непростые моменты в нашей истории:

– Почему Русская Православная церковь не дает оценки октябрьским событиям 1993 года?

– Какова оценка Русской Православной церковью действий Б.Н. Ельцина, приведших к развалу страны и деградации России во всех сферах жизни, что является признанным фактом. Это признают сейчас даже его преемник и сторонники?

На все эти вопросы отец Диадор ответил лишь оскорблениями в мой адрес, а кульминацией его речи было пожелание скорой моей погибели. Дословно, что я скоро «умру», мне «следует готовиться к смерти».

Владыка! Это что – главный аргумент в беседе с неудобным оппонентом, полемический прием некоторых деятелей РПЦ?

«Вы скоро умрете!» Откуда такая нетерпимость к человеку других взглядов и другой национальности?

Да, слов к делу не пришьешь. Но эти черные пожелания были высказаны в мой адрес отцом Диадором. Прошу Вас дать оценку его поступку.

Вы приняли в споре мнение одной из сторон, что, на мой взгляд, сеет не примирение, а зерна вражды между гражданами. Патриарх Алексий II высказывал уже сожаление, что во время иностранной военной интервенции и гражданской войны 1918-1922 года Русская Православная церковь приняла позицию одной из сторон, и отнюдь не той, что боролась за целостность государства!

Уважаемый владыка Прокл! Почему бы нам не решать вопросы не на уровне лукавства и незнания, подтасовок, манипуляций и недомолвок?

Пусть подготовленные специалисты, отстаивающие ту или иную точку зрения, обсудят план разговора, перечень вопросов на уровне документов и реальных фактов, на уровне знания, а не на уровне чувства и одностороннего мнения, аргументированно, без ссылок на телевидение поищут истину о Ленине и Сталине, о революции и Советской истории, без симуляции, без лжи и передергиваний! А арбитрами пусть будут люди в любой аудитории.

Инициируйте данное мероприятие! Будьте над схваткой!

Но ищущие правду не должны забывать добрых дел. Разговор не должен сводиться к игре в кошки-мышки. Исходя из этого, у меня есть несколько вопросов к Вам:

– Почему РПЦ так негативно оценивает Советский период нашей истории?

– Почему при оценке Советской эпохи говорит только одна сторона, при этом используется недостоверная информация?

Не лежит ли в основе негативного отношения к революции и к Ленину материально-меркантильное, а отнюдь не духовное начало? Ведь большевики лишили духовенство и церковь богатств, земель, льгот?

Почему, обвиняя Ленина-Сталина в терроре против церкви и духовенства, Вы не обвиняете Троцкого и его соратников-сионистов?

Не бьете ли Вы мимо цели?

Был ли другой путь из того исторического тупика, в который попала наша Родина накануне октября 1917 года, кроме того, по которому повела Россию партия большевиков во главе с Лениным? Ведь к октябрю 1917 года стоял уже вопрос о жизни или погибели нашего Отечества! Не лежит ли вина за создавшуюся трагическую ситуацию во многом и на Русской Православной церкви, ведь Церковь к 1917 году стала частью государственного аппарата, во главе ее стоял государственный чиновник – обер-прокурор? А отнюдь не патриарх.

Почему армия атеистического государства победила сильнейшую армию в мировой истории, пришедшую к нам с лозунгом «С нами бог!»?

Десятки тысяч ульяновцев ушли из Ульяновска и погибли во имя Победы. Почему их память не уважаем?

Почему Русская Православная церковь сегодня чернит имя И.В. Сталина? О значении его деятельности в жизни Церкви и священнослужителей, его добрых делах она умалчивает постоянно. Например, в сентябре 1943 года, когда вопрос о Победе был уже решен, когда СССР повернул силой оружия в свою сторону военное счастье на поле боя, Сталин нашел время для рассмотрения проблем с высшими деятелями РПЦ и оказания Церкви помощи во всех сферах ее деятельности. А зачастую говорят, что Сталин И.В. обратился к помощи РПЦ в трудные дни 1941 года. Нет! К сентябрю 1943 года мы уже сломали хребет зверю в Сталинграде и на Курской дуге и были уже под Киевом!

Давайте будем просто честными и объективными! Хватит лукавить! Прошу ответить, если такая возможность у Вас есть, на эти, а также на те вопросы, на которые не ответил отец Диадор.

Заранее приношу свои извинения за некоторое неуставное, светское обращение к Вам. Но другого я не знаю.

Свое письмо хотел бы завершить словами незабвенного А.С. Пушкина: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал!» Давайте согласимся с величайшим нашим соплеменником!

P.S. Немного о себе. Я родился на Урале. Закончил Свердловское Суворовское Военное училище. Служил в Забайкальском Военном округе, Группе Советских войск в Германии, Тоцких лагерях. Во время Великой Отечественной войны все мужчины в роду моего отца и моей мамы погибли, ни одного деда я не знал. В настоящее время мой сын служит Отечеству в Российской Армии офицером. В роду у меня все бабушки были правоверными мусульманками.

С уважением отношусь к взглядам любого человека.

Желаю Вам всех благ, здоровья, счастья, удачи в ваших добрых начинаниях и полезных делах на благо нашего Отечества – любимой России.

С уважением, Рафаил Лукманов