В Ульяновске готовится повышение цен на вывоз мусора, или твердых бытовых отходов (ТБО). Для каждого дома, скорее всего, будут установлены свои расценки. Логика нововведения сводится к тому, что дороже всех заплатят там, где гуще атмосфера коммунального бардака.
На этой неделе городской комитет по регулированию цен и тарифов распространил в СМИ сообщение под заголовком «Проблемы вывоза мусора». Суть его в том, что старый норматив, по которому мы оплачиваем эту услугу (1,25 куб. м в год на одного человека), изжил себя. Выход – «в заключении договоров по сбору и вывозу ТБО исходя из фактических объемов мусора». Далее специалисты комитета, ссылаясь на Жилищный кодекс, уточняют, что услуга по сбору и вывозу ТБО относится к жилищным услугам. По факту это означает, что плата за нее должна взиматься не с человека, а с квадратного метра. И не важно, что мусор производит человек, а не квадратный метр. Уже есть решение Верховного Суда РФ, которое предписывает трактовать жилищный закон именно так, сообщает сайт «domovodstvo.ru». Для людей одиноких, особенно для пенсионеров, оставшихся после отъезда детей в двух-, или трехкомнатных квартирах, плата за вывоз ТБО в таком варианте – та же удавка.
Комитет по тарифам и ценам открыто о введении платы за мусор с квадратного метра не сообщает, но подчеркивает, что отныне эти вопросы будут урегулироваться договорами с управляющими компаниями (УК). То есть жильцы свои протесты, если таковые возникнут, должны направлять не власти, а именно УК, то есть частникам (оставшиеся муниципальные предприятия доживают последние свои времена).
«Мы должны оплачивать не усредненный набор услуг, а реальные, фактически оказанные услуги», – говорится в письме комитета по регулированию тарифов.
Оплачивать реальные услуги -это как раз то, чего страстно желает население города и добивается на протяжении всех лет реформирования ЖКХ. Но по факту люди платят, сами не зная, за что. Статья «содержание и ремонт жилья», в которую теперь включен еще и вывоз ТБО, -самая туманная, деньги, заплаченные по ней, проваливаются, как в бездну.Разговоры о том, что по Жилищному кодексу жильцы могут и должны контролировать УК на предмет расхода средств – чистой воды демагогия. Это ясно без комментариев.
Что касается сбора и вывоза ТБО, то тут вообще глухо. Что значит платить по факту? По логике вещей, речь идет о том, что управляющая компания посчитает, сколько жильцы конкретного дома выносят на конкретную контейнерную площадку твердых бытовых отходов, и на основании этого назовет цену вопроса. А кто даст гарантию, что на эту контейнерную площадку не стаскивает мусор вся округа? Например, расположенный рядом частный сектор, который, как сообщают официальные источники, вообще не заключает договоры на вывоз ТБО (доля домовладельцев, заключивших такие договоры, составляет только десять процентов). Кто отвадит от «персональной» контейнерной площадки засланцев из соседних дворов или из магазина, киоска за углом? Получается, либо налаживай дежурство возле свалки, либо плати за того, кто хочет сбывать отходы на халяву?
Это только часть вопросов, которые «СК» хотел задать главам комитета ЖКХ и комитета по тарифам мэрии накануне выхода номера. Но ничего не вышло -первые лица оказались недосягаемы, вторые – тоже.
Прокомментировать нововведение согласился только заместитель председателя Городской Думы Петр Столяров:
– В основе лежит правильная идея – учет. Каждый объект должен иметь паспорт образования ТБО, то есть в идеале у дома должна быть своя контейнерная площадка. У соседнего – тоже. Магазины должны иметь свои договоры на вывоз ТБО. Как и частный сектор. Учет ТБО должны вести и на полигоне: кто, когда, сколько привез… Но на деле все не так. Ситуация перевернута с ног на голову. Не решен и не продвигается вопрос с частным сектором, с крупногабаритным мусором. Перевозчики получают на полигонах льготные для жилищных организаций талоны на вывоз ТБО и перепродают их предприятиям. Учета нет, проконтролировать ситуацию невозможно. Вопросов масса, но реально их решением никто не занимается. В Думе проблему ТБО держат на контроле, но наше дело – только инициировать ее решение, действия – за исполнительной властью.
Год назад в своем интервью «СК» Столяров говорил, что решить проблему ТБО можно путем строительства мусороперерабатывающих заводов. Такой опыт уже есть в российских городах. Там в мусоре заинтересованы и перевозчики, и хозяева полигонов: чем больше переработают отходов, тем больше доход. Сегодня эту тему в Ульяновске даже не рассматривают. У нас к решению проблемы, как водится, зашли со стороны населения и его кармана. И беда даже не в том, что придется платить больше, беда в том, что хотят заставить платить по факту… нерешенных в городе проблем, по факту безответственности ответственных лиц (последние несколько лет в городском ЖКХ нет полноценного руководства, все первые лица условны -носят приставку и.о. вплоть до увольнения), по факту бесправия тех, кого теперь принято называть собственниками…