Периодически читаешь собственные комментарии по поводу тех или иных процессов. Процессы многогранны, а в комментарии 5-7 строк (формат такой). От собственных слов остается ощущение минимум – недоговоренности, максимум – полной ерунды. В том числе это – причина создания авторской рубрики на Улпрессе. Летом – нерегулярно, ближе к осени – еженедельно. Анализируем процессы, вскрываем тенденции, делаем прогнозы. Со скорым появлением на сайте возможности комментирования – все с прямой обратной связью. Поехали.

Последний мой комментарий прозвучал в программе Геннадия Антонцева по каналу «Репортер». В программе присутствовал Дмитрий Травкин и то ли вся программа, то ли в какой то части, но речь зашла о ситуации с Глебовым. Меня попросили прокомментировать ситуацию по телефону. Дмитрий Викторович от лица «ЕР» сослался на то, что дела не заведено, а значит, Глебов не виноват и все путем. Я как мог в формате телефонной беседы пояснил, что анекдот на тему подаренного на день рождения диплома прогремел на всю область как минимум, и «ЕР» вкупе с Губернатором понесли сильные имиджевые потери и будут продолжать их нести пока ситуация не разрешится.

Теперь более объемно. К Глебову ничего личного. Пару раз виделись. Просто сторонний анализ информационных последствий. Ситуация вопиющая. Аналогичные прецеденты в других регионах России закончились уголовными делами. У нас же – губернатор ласково потрепал «пацана» по загривку, «ЕР» «уволила» с руководящих постов (несерьезных и номинальных), сам же Сергей поведал общественности несмешной анекдот о том, как диплом ему был подарен, а затем по ошибке попал в Избирком.

Это – позиция Облправительства. Нарочитое позиционирование сильного. С другой стороны: у КПРФ (наиболее агрессивной части оппозиции) полное отсутствие возможности хоть как то и на что то влиять в ЗСО, пространство деятельности ограничено информационными маневрами. И такой «вечный» козырь. На заседаниях ЗСО делать все равно особо нечего – никто ни на что не влияет, к тому ж летом затишье.

Что имеем на сегодня. Последнее время – примерно с Думских выборов, проходя через выборы ЗСО и во всех дальнейших действиях прослеживается некоторая эйфория местных Единороссов и губернатора в том числе. Понятно, что победы, что Путин, что все в руках. Но. То, насколько адекватно при всей жесткости работает с оппозицией власть на федеральном уровне несравнимо с неадекватностью аналогичных действий власти региональной. Конечно – там смотрит весь мир, а здесь все в местечковом тумане. Но уповать на это – позиция как минимум неблагодарная и уж точно – неэффективная. К тому же – там авторитет Путина, там растущая экономика и встающая с колен Россия. А здесь – зачастую нелепый пиар, куча замалчиваемых проблем и все новые истории о уголовных делах коррумпированных чиновников.

Примерно с осени в своих комментариях я обозначаю, что Морозов опасно играет, что дистанцирование облвласти от «всех остальных» начинает формировать ситуацию в опасном ключе. Нарочитый посыл оппозиции куда подальше – это ошибка и ошибка системная. Я не знаю что это – ляпы или позиция. Но это накапливается. Слишком многим губернатор откровенно говорит: вы мне не нужны. Слишком для многих звучит: кто не с нами – тот против нас. Когда в последний раз (ЗСО) я привозил в Ульяновск для консультаций с одной из структур хороших людей из мира «большого» PR , они оценили реальный уровень потенциально протестного электората в Ульяновске в 60-65%. Единственная проблема – в отсутствии сильного объединяющего начала. С одной стороны – страха стать им у тех, у кого есть ресурсы, с другой – в отсутствии ресурса (прежде всего интеллектуального и технологического) у тех, у кого страха нет. Но, повторю, слишком многим говорят: «вы не с нами, вы против нас». Совместные консультации КПРФ и, скажем, Гринберга, – очень опасная для регионального ЕР тенденция. Опять же постоянно сливаемая (простите за сленг) областью Мэрия. Представим гипотетическую ситуацию: на общей платформе необходимости решения замалчиваемых властью проблем оппозиция в лице Гринберга, Горячева, КПРФ, сильных одиночек типа Куринного и Каплина выступает совместно. Формат, позиционирование, сценарии, отработка информационных каналов – все технологические вопросы в сложившихся условиях решаемы красиво и сильно. Главное – под всем этим есть уже серьезный фундамент – общее недовольство практически всех оппозиционных сил доведено до такой степени, что они готовы действовать совместно при всех идеологических и личностных расхождениях. Более того, имиджевое «убийство» Общественной палаты, мало того что добавило оппозиционерам козырей, но еще и настроило против Морозова широкие слои никак не относящихся к власти неполитических элит, и это очередной электоральный и даже ресурсный минус. Финансы под подобный проект найдутся легко – слишком ограничен в области круг лоббируемых бизнес-структур. В формате голосования такой альянс выступает под крышей, скажем, КПРФ. И каков будет результат следующих выборов любого уровня (гордума например)? При всех чудовищных натяжках результат в этом случае окажется таким, что Москва с тревогой поднимет голову и глазом Саурона (помните «Властелин колец») внимательно всмотрится в ситуацию в регионе. Морозов из середнячка рискует передвинуться ближе к группе проблемных губернаторов. Все возможности для этого он создал. Единственная проблема реализации подобного, только на первый взгляд гипотетического сценария сейчас – личность Александра Леонидыча Кругликова который ко многим вопросам подходит, на мой взгляд, слишком формально.

Вот так в капле воды ситуации с Глебовым можно увидеть возможный сценарий Ниагарского водопада. Вопросы нужно решать, а не посылать подальше тех, кто их ставит. Наглость не нужно путать и пиарить как силу. Возможностью диалога, своей открытостью, способностью разговаривать с каждой силой на ее языке и измеряется уровень и компетенции власти. Согласитесь, по этой шкале Администрации пока можно поставить ну разве что троечку.