Из депутатской почты:

«Прошу Вас оказать мне материальную помощь для оплаты за обучение в УлГУ»

Федорова Е.В., г. Ульяновск.

«Прошу оказать материальную поддержку для поступления в музыкальное училище моему внуку, который с отличием закончил музыкальную школу, был лауреатом областных и зональных конкурсов. Наша семья не способна обеспечить мальчику условия для поступления в училище. Из нашего скудного семейного бюджета такую сумму мы выделить не в силах, т.к. я – пенсионерка, а мать мальчика воспитывает его одна, без отца».

Гужева С.А,. р.п. Старая Майна.

В моей депутатской почте немалую часть занимают письма с просьбой оказать материальную помощь. Пишут матери, чьи дети являются студентами высших или средних специальных учебных заведений.

Рыночные условия, конечно, диктуют свои нормы. Но есть сферы, где внедрять эти самые рыночные условия просто неэтично с моральной точки зрения. И одна из этих сфер – образование.

Когда в начале 90-х годов вводили платное образование в институтах, техникумах, университетах, все начиналась с таких пропорций: примерно на поток поступающих из 100 человек 30 мест отдавалось под «коммерческую» группу (тогда так назывались студенты, платившие за свое обучение).

Что в нынешнее время? Вроде бы и социально-экономические условия жизни у населения значительно улучшились, и казна у государства не пустует, а поступить на «бюджетное» место в вуз – практически нереально. Если сейчас отбросить тему блата при поступлении и объективно посмотреть на условия приема в вуз на бюджетное место, можно сделать вывод: в наше время бесплатно получить высшее образование может молодой человек с уровнем знаний и интеллекта не ниже, чем, например, у Ломоносова.

Но Ломоносов был ОДИН. Не рождаются Ломоносовы десятками. А как быть тем, кто не тянет на гения? Но тем не менее хорошо учился в школе (и даже, вполне возможно, закончил ее с отличными оценками по основным предметам). Вот, правда, до медали не дотянул из-за четверок по какому-то из предметов. А еще и волнение на вступительном экзамене. И не дотягивает такой абитуриент совсем чуть-чуть до необходимого балла на «бесплатное» место. Все. Если у его родителей нет средств оплатить учебу, молодой человек вынужден распрощаться с мечтой о высшем образовании. Сколько таких талантливых молодых людей оказываются «за бортом» в самом начале своего жизненного пути, не могут реализовать себя в дальнейшем! И все из-за того, что на начальном этапе у родителей не было средств и возможности получить их для поступления в вуз своего ребенка.

Самое страшное в этом не только то, что ломается судьба, убивается мечта в какой-то отдельно взятой семье. Страшно и то, что и государство в целом теряет гораздо больше.

Что получил вуз, не взявший способного молодого человека? Лишнее место под «платника», дополнительные 30-50 тысяч рублей в год. Бесспорно, вузу эти деньги не лишние. Но что получит государство и общество через 5-7 лет, когда выпустится этот «платный» студент. Дай Бог, чтобы он стал хорошим специалистом, и работал по своему профилю. А если нет? И теряем мы с вами действительно хорошего инженера, врача, учителя, влюбленного в свою профессию, с энтузиазмом занимающегося своим делом.

Я не призываю полностью отказываться от платного образования. Но, тем не менее, жизнь налаживается. Государство и местные власти оказывают поддержку учебным заведениям. Однако никто (!) даже не заикнулся о том, что пора бы запускать обратный процесс – понемногу сокращать платные места в вузах и колледжах, оставляя ровно столько, сколько необходимо для покрытия МИНИМУМА расходов в этом направлении.

И за счет такого сокращения увеличивать места для бесплатного образования.

Для тех, кто не согласен со мной, приведу еще один пример. В нашей стране в целом и в Ульяновске в частности, многие предприятия, компании, учреждения испытывают острый кадровый дефицит именно в хороших специалистах с высшим образованием. На заводах не хватает инженеров и технических работников, в больницах на прием к «узкому» специалисту надо вставать в очередь чуть ли не за месяц, в школах не хватает детских психологов, на пищевых комбинатах химиков в лаборатории. Неужели вузы перестали выпускать студентов по таким специальностям? Нет, выпускают и даже в больших количествах, чем раньше. Вот только 90% таких «специалистов» выходят с «платными» дипломами, а не с желанием с душой отдаться любимому делу.

И ходят потом такие «платные» врачи, инженеры и химики по квартирам, предлагая купить какие-нибудь очередные «супервитамины», а возможные Ломоносовы и Менделеевы стоят за прилавком или ремонтируют офисы…

Депутат Законодательного собрания Ульяновской области Сергей Маринин.