Никас Сафронов… Мы можем не знать всех его наград и званий, сложно перечислить все его полотна, но его имя, без преувеличения, известно всем. Блестящий живописец, признанный светский лев, человек, которому, кажется, интересна жизнь во всех ее проявлениях. Когда-то, в 1988 году, Илья Глазунов выразился примерно следующим образом: “Мне думается, что душа Никаса поражена бытием XX века, его всеядностью. Она странным образом соединяет в себе абсолютно противоположные вещи – поиски Бога и желание укрыться от Него, веру и безверие, романтизм и жесткий взгляд на действительность”. Кажется, для Никаса не существует вопросов, на которые он не может ответить, нет моментов в творчестве, о которых бы он не задумался. Сейчас Никас увлечен новыми идеями, проектами, связанными с парфюмерией. Об этом мы и решала поговорить с известным художником.
– Вы – художник с мировым именем. Не секрет, что корни творчества часто скрываются в детстве. А кем вы мечтали стать, будучи маленьким мальчиком?
– У нас была большая семья – в общей сложности шестеро детей, пять братьев и сестра, из братьев самый младший – я. Мы росли как трава на улице, в школе я не надрывался: что схватил на лету, то и застряло в голове. Сейчас страшно об этом жалею, как бы хотелось вернуть назад свои школьные годы, как бы прилежно я учился! Так вот, лет в шесть у меня сформировалось решение стать поваром. Сказались впечатления барачной жизни. Те бараки построили военнопленные немцы для рабочих автозавода. Там мы все и родились, и все праздники и поминки справлялись совместно. Женщины, которые готовили, просто накрывали столы, и к началу застолья столы ломились от еды и питья, хотя закуска и выпивка были более чем незатейливыми. Но уже через пару часов взору открывалась совсем иная картина… Меня удручали разоренные столы после бурного застолья. Мне казалось, что все это можно сделать как-то иначе, и когда я вырасту, буду готовить так же вкусно, как мама, и так красиво, что эта красота сохранится до конца веселья.
– В каком-то смысле вы исполнили свою детскую мечту в своих потрясающих натюрмортах. Они очень красивы – и они сохранятся, надеюсь, навсегда. И что, вы упорно шли к своей мечте?
– Я все твердо решил и шел вперед, пока в школьной библиотеке не наткнулся на книжку о пиратах. Кулинарные изыски не шли ни в какое сравнение с похождениями капитана Блада и даже любого самого захудалого флибустьера. Сразу стало ясно, что без моря не смогу жить, что это моя судьба и только надо дождаться окончания школы, чтобы поступить в мореходное училище. Однако после восьмого класса я за компанию со своим товарищем попытался поступить в Саратовское театральное училище. И каково же было мое удивление, когда я прошел во второй тур, а он нет. На этом дружбе пришел конец, а я, поняв, что театр – не моя планида, на следующее же лето поехал в Одессу осуществлять свою заветную мечту. Скажу сразу, ожидания мои не оправдались. Мечтания о морской романтике обернулись бесконечной муштрой, разборками и глупыми склоками. Выпускники училища ходили в море ловить рыбу. Я с трудом представлял себя в обстановке ожидания рыбного косяка и вскоре понял, что надо бежать от обыденности и скуки. Но куда? В Ростове у меня жила тетка. Будучи врачом, она по контракту поехала на работу в Новосибирск, ей не хотелось оставлять дом без присмотра, и она предложила мне приехать пожить в нем. Не имея никаких определенных планов, я приехал, получил ключи и начал осматриваться. И как-то вдруг вспомнил, что в школе неплохо рисовал, быстро вернулся в Ульяновск и, собрав все свои школьные работы, повез в Ростовское художественное училище. В комиссии сказали, что они непрофессиональны. И только один преподаватель заступился за меня, и меня приняли на испытательный срок. Все это произвело огромное впечатление: полное недоверие всех – и такой щедрый аванс одного педагога. Это был вызов. Я стал работать как одержимый и втянулся…
– Как пришло понимание того, что живопись – это ваш путь?
– Случайно. Когда-то я зашел в мастерскую, к нашему учителю рисования (он окончил училище им. 1905 года в Москве). Тогда он пригласил меня показать свои картины. Учился я еще в шестом классе. Я почувствовал запах красок, наполненный оливковым разбавителем и конопляным маслом. И это вызвало у меня какое-то особое состояние, желание присовокупить себя к этому волшебному миру. Это чувство совершенно забылось, но когда поступил в училище, я вспомнил этот запах, и мне захотелось совершенствовать мастерство художника, использовать краски так, чтобы люди получали от них максимальное удовольствие.
– Вы сейчас увлечены проектом с использованием парфюмерных ароматов. А как вы относитесь к ним, какое место в жизни человека отводите парфюмерии в частности и вообще запахам?
– К парфюмерии я отношусь… Лучше, чтобы человек имел запах чистого тела. Но запахи у человека бывают разные, иногда специфические, иногда даже неприятные. Поэтому многим надо пользоваться парфюмерией и косметикой, которые тоже излучают запахи. Человеку, обладающему, скажем, чистым красивым лицом, не хватает только каких-то маленьких деталей: например, поставить две маленькие черточки у глаз, чтобы они казались больше, или добавить синего, и так далее, то есть человек создает себе дополнительные небольшие элементы, которые придают большую привлекательность. Но с запахами все по-другому. Конечно, намного лучше, чтобы мы пахли, например, молоком, то есть естественным каким-то своим запахом. Но иногда, когда необходимо создать какой-то образ, можно использовать для этого и парфюмерный аромат. На разные случаи жизни есть свои запахи. Если женщина днем, например, источает сексуальный аромат, то это вызывает у мужчин, работающих с нею, соответствующие чувства, а она днем – деловая женщина, и это не очень хорошо. Поэтому лучше вечером использовать одно, ночью другое, а на балу или в театре – иное. Тут есть масса нюансов, особенно у женщин. Эти нюансы подводят к ней, создают особую атмосферу, которая очень важна. И женщина должна следить за этим. Например, сильный запах может раздражать и отвлекать как самого носителя, так и окружение. А вот едва уловимый может наоборот притягивать, если человек приближается… Это зависит еще и оттого, на какое расстояние хочется подпустить мужчину.
– А вы сам пользуетесь парфюмерией?
– Только тем, что специально для меня создала всемирно известный российский парфюмер Жанна Гладкова – это парфюм “Никас”, который я иногда наношу на тело.
– И насколько он отвечает вашему мироощущению?
– Отвечает достаточно точно. Жанна знает меня очень хорошо, перед началом работы над ароматом она общалась со мной на эту тему: что мне ближе и нравится, какие запахи более приемлемы для меня, она также давала на дегустацию ароматы, которые для меня более предпочтительны, и на основе двух-трех создала что-то новое, то, что соответствует моему ощущению. Но, опять-таки, я думаю, что и он имеет свои неисключительные формы, то, что нельзя использовать в одном флаконе. Вот раньше были такие “комбайны” – телевизор, приемник, стиральная машина, и так далее и тому подобное в одной упаковке. То же самое и с запахами: т.е. нежелательно использовать “шампунь” и “бальзам” в одном флаконе. Также и запах требует определенной индивидуальности… И каждый должен быть уникален. Вот хорошо иногда выпить водки и не ощущать привкуса спирта, но существует шампанское – брют или полусладкое, есть сладкие вина, которые подаются теплыми или холодными. То есть на разные случаи есть разная жидкость, и все под названием “вино”. Вот так же и духи. Они даже для одного человека могут быть совершенно разными, но и он должен уметь ими пользоваться, как обувью: дома тапочки, на работе – ботинки, в театре – туфли, уже лаковые. То есть в разных ситуациях нужно использовать разный парфюм. Но есть и уникальный парфюм, который соответствует тебе и подходит в разных ситуациях. Он не раздражает, не вызывает негативных чувств, а только удовольствие. Это как мыло с мягким ароматом, хороший универсальный крем с приятным запахом, и тот, кто его использует, тоже не испытывает неприятных реакций в виде раздражения, т.е. ни у кого нет негатива. Вот мне, например, нравится крем с запахом орехового масла.
– Могли бы вы написать образ аромата?
– Образ аромата? Здесь присутствует много колдовских моментов… Если закрыть глаза, то можно представить мага, который сидит, окруженный разного цвета сосудами, а оттуда исходят ароматы, превращающиеся в живых существ. Вообще запах – это как душа человека, которая взлетает. Запах имеет форму и состояние, может быть даже и цвет. Но, безусловно, запах имеет живое наполнение. Как и человеческая душа. Даже наверняка можно сказать, что запах имеет свою душу. Ее даже можно увидеть и почувствовать. И показать другим. А если ты художник, то обязан суметь его изобразить. Сейчас я над этим работаю.
– Скажите, а цветовосприятие и восприятие живописи – чем они похожи?
– Цвета, впрочем, как и запахи, очень важны для нас. Совершенно неоспоримо, что запах, как и цвет, может пробудить многие воспоминания. Скажем, я по запаху могу вспомнить юность, детство… По какому-то забытому, редко повторяющемуся, и тут не важно, через какой запах приходит воспоминание – будь то запах плесени, мха, или еще что-то, то, что ты встречал только в далеком детстве, – он моментально воссоздает всю картину, атмосферу, ты видишь визуально картинку из прошлого, и ты видишь эту картинку так, как будто только вчера или минуту назад испытал ощущение. Так что запах, как и цвет, – очень важная часть жизненных ощущений для нас вообще, как и для любого животного. По запаху определяют самку львы в прайде, по запаху волки находят добычу, и так далее… Считается, что древние люди, еще неандертальцы, по запаху чувствовали другое племя и определяли, какое оно: дружественное или враждебное, первобытные люди обладали более сильным чувством обоняния, которое создавало им условия для выживания. Как и настенная живопись, которая помогала при охоте. Тогда запах вообще был определяющим в жизни: в него входил и запах костра, где можно погреться, и запах добычи, и запах врага, и запах партнерши. Тогда каждый человек или зверь ощущал свои запахи. Так что запах и цвет – в нашем уже современном мире – все. Это – сама наша жизнь.
– Сейчас очень многие явления обретают аромат: в ресторанах ароматизируют воздух, наполняя его ароматами, возбуждающими аппетит, в офисах Японии витает аромат сакуры – считается, что он стимулирует творческий процесс, уже положено начало ароматическому сопровождению кинофильмов, а есть ли у вас в планах ароматизация полотен?
– Ну, Жанна Гладкова предлагает создать ароматы для картин, по аромату на каждое полотно, в зависимости от того, что там изображено. Вот “Церковное утро” – к этой картине создан благочестивый, тонкий, торжественный и чуть-чуть прохладный аромат, так как это утро и к тому же зимнее. Вот летнее утро и тоже около церкви, которая в тумане, уже создает совершенно другой аромат, и так далее. А это моя акварель с рыбой – и ее запах должен источать аромат морской свежести. Если правильно подходить, можно создать к каждой картине свой неповторимый аромат, который будет благоприятно сочетаться с моим полотном и создавать для клиента уже законченный образ. Зачастую человек может даже не понимать, отчего его так притягивает именно эта женщина, эта картина, этот дом, этот лес, этот сад.
Ароматизация холстов – это настоящее ноу-хау! Сегодняшние технологии настолько усовершенствованы, многие умеют прекрасно рисовать, имеют возможность приобрести прекрасные кисти и краски. И остается их чем-то перебить, новым, конечно… Понятно, что можно и хорошими сюжетами, выполненными традиционно, но если в пейзаж еще вводить и ароматы, то он будет пользоваться еще большей популярностью, и этот факт дает тебе возможность превзойти других. Я уверен, что ароматы на картинах – замечательная идея. Главное – надо создавать такие уникальные запахи, чтобы они не смешивались с запахом холста и могли долго существовать. И тут нет ничего невозможного. Вот, например, в Иране есть мечеть, которая источает аромат мускуса уже шесть веков. И аромат настолько сильный, что ты ощущаешь его, стоя в двух-трех метрах. Вот это удивительно! Так вот, нам нужно найти такой способ, чтобы картины сохраняли свой аромат в течение очень долгого времени, а не только неделю после продажи. Хотя, с другой стороны, это тоже работает… Если человек купил картину, находясь под воздействием ее аромата, он всегда будет чувствовать этот аромат, глядя на картину, даже если запах уже исчезнет. Приведу пример. Как-то однажды я был в компании, где хозяин угощал нас хорошим пивом. И когда я уже выпил шесть банок, то удивился, что еще не пьян, и уже через несколько минут опьянел. Потом ко мне подошел хозяин и спрашивает меня: “Слушай, ну как тебе безалкогольное пиво?” (Смеется) Это всем известный эффект плацебо сработал, я был уверен, что должен опьянеть – и вот пожалуйста! Так же будет и с ароматом на картине. Ее владелец, глядя на картину, всегда будет вспоминать аромат, поразивший его. Если все преподнести грамотно, то обладателю такой картины уже будет и не нужна дополнительная стимуляция, сработает ассоциативная память. Жанна уже создала для моих работ, где написаны храмы, особый аромат – это и ладан, пачули, и запах каменных ступеней… Это потрясающе! Единственная трудность состоит в том, что каждая такая картина должна располагаться на приличном расстоянии от другой. Потому что если от одной пахнет рыбой, а от другой пахнет внутренним убранством церкви, ничего хорошего из смешения этих ароматов не выйдет. К тому же вокруг каждой картины должна быть создана соответствующая атмосфера.
– Вы много путешествуете. Скажите, какие-то города и страны имеют для вас свой особый аромат?
– Конечно! Скажем, Лондон пахнет туманом и смогом, Франция пахнет виноградом и цветами, Италия пахнет медом и апельсинами, верхняя часть Эквадора источает запах мха, а нижняя его часть – джунгли – пахнет испарениями вод Амазонки, болот, разных трав и растений. И список этот можно продолжать бесконечно. Россия для меня пахнет полем и его цветами, рожью, пшеницей, сеном, молоком и коровами, потом лошадей. Вообще каждая страна для меня ассоциируется с определенной смесью ароматов. Вот я собираюсь купить дом в Полтаве, так вот Полтава пахнет для меня Гоголем.
– А как пахнет Гоголь?
– Гоголь? Тут много всего. От свиней – в “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” – до храмов в “Вие”, от Чичикова до галушек и чертей из “Вечеров на хуторе близь Диканьки”. Здесь есть все. Это и аромат пчел, и цветов, и запах мха из ночи Яна Купалы, зимы.
– То есть даже литература несет вам ароматы?
–Конечно! И запахи эти имеют ключевое значение! Тут же с удовольствием вспоминаешь описание чего-либо, и это помогает для работы, особенно в пейзаже. Вспоминая его рассказы, ты вспоминаешь и запахи, а иной раз бывает, что слюнки текут, хочется немедленно пойти и съесть тех же галушек или ароматный кусочек украинского сала.
– Скажите, а у Кипра есть свой особый аромат? Какой он?
– Безусловно, это совершенно особый аромат, даже комплекс ароматов, я бы сказал. Причем и работают на ассоциацию они также в комплексе. Это и согретые солнцем апельсины, и морской бриз, и луговые травы: чабрец и мята. Кипр – это вообще особая страна, место, где всегда светит солнцем. Именно солнцем и пахнет Кипр для меня.
Алена Долгих