Кататься на лошади легче, чем управлять локомотивом, но не менее ответственно и интересно.

Любимый вид спорта помог заместителю начальника локомотивного депо Ульяновск по эксплуатации Денису Куликову встретить свою судьбу и укрепиться в выбранной профессии.

– Конным спортом я увлекся в 12 лет, – рассказывает Денис. – В школе попалось на глаза объявление о наборе в конно-спортивную школу верховой езды. Решили с друзьями съездить и посмотреть – чисто из любопытства. К тому времени я уже занимался легкой атлетикой и плаванием, но захотелось поближе познакомиться с новым видом спорта. Поездка произвела сильное впечатление: хотелось научиться не только ездить верхом и преодолевать препятствия, но и бороться с трудностями, связанными с этим.

Родители отнеслись к моему новому увлечению настороженно: занятия в конно-спортивной школе были лишь с одним выходным днем, а находилась она в 40 километрах от нашего дома. Уверенные, что мое желание быстро пройдет, родители дали мне добро. Но ошиблись. Я приезжал домой в восемь – девять вечера, поскольку увлекся спортом, но находил время для подготовки уроков и заканчивал четверть за четвертью без единой тройки, не оставляя родителям ни малейшего повода для сомнений.

Тренировки в конно-спортивной школе заключались не только в том, чтобы покататься на лошади. Они всегда начинались с физической подготовки. Прежде чем научиться держаться в седле, нужно было овладеть искусством правильно падать с лошади, чтобы не получить травму, ведь падение в конном спорте – явление не редкое, а ситуации на тренировках и соревнованиях возникают разные.

Из нескольких видов конного спорта я выбрал конкур – преодоление препятствий различной высоты и по определенному маршруту. Мне приходилось участвовать в соревнованиях не только на подготовленных лошадях, но и самому объезживать молодую неоседланную лошадь, то есть готовить ее, что называется, с нуля. Уже с юных лет я понял, что успех и положительный результат зависят не только от технической подготовки лошади, но и от самого всадника. Взаимопонимание между ними приходит не сразу. Сначала все начинается с обыкновенного привыкания к лошади, изучения ее повадок, как она себя ведет в той или иной ситуации. Потом даешь ей возможность несколько дней походить в седле, с грузом. И только после этого садишься на лошадь.

Семь лет Денис Куликов посвятил любимому занятию. За это время ему приходилось работать с несколькими лошадьми, но больше всего запомнилась одна. Это бывший чемпион России по кличке Косач. Несмотря на приличный для лошади возраст – 15 лет – Косач был в отличной спортивной форме. Денис быстро нашел с ним общий язык.

– Я к тому времени уже обладал определенным опытом верховой езды, – вспоминает он, – а Косач был с норовом и, как правило, никого к себе не подпускал. Я задался целью его приручить. Примерно через неделю между нами установились дружеские отношения и впоследствии на соревнованиях мы не раз занимали призовые места. Мои занятия конным спортом были непростыми, так как проходили в период перестройки. Общая сумятица в стране отражалась и на развитии спорта, соревнования проходили редко – из-за финансовых проблем. Несмотря на это, в 1992 году был организован Кубок Поволжья, где я занял второе место. Этот крупный успех пришел ко мне в 15 лет. Кроме этого, я принимал участие в районных и областных соревнованиях.

По окончании школы Денису предлагали остаться в конном спорте, продолжить карьеру в качестве тренера, но он отказался. Цель в жизни он выбрал заранее, еще в начальных классах средней школы – стать машинистом. Когда поступил в Ульяновский железнодорожный техникум, времени заниматься конным спортом стало меньше. Приходилось уже не столько участвовать в соревнованиях, сколько работать с молодыми наездниками, помогать тренеру, но и не забывать навыки самому.

– Управлять локомотивом, конечно, труднее, чем кататься на лошади, – рассуждает Денис, – но техника и животное – понятия несопоставимые. Добиться любительских навыков езды на лошади, действительно, несложно. Гораздо труднее заставить животное сделать то, что хочешь ты. Взять, к примеру, преодоление препятствий. Любая лошадь, даже подготовленная к соревнованиям, изначально не горит желанием идти на какое-либо препят-ствие, а, почувствовав малейшие недоработки со стороны всадника, по-старается обойти это препятствие в самый последний момент. И здесь уже многое зависит от человека. Он держится в седле, прежде всего, за счет ног. Если равномерно держать повод в руках, правильно разместить свой центр тяжести, особенно в момент прыжка, равномерно распределить давление ног, правильно задать определенный темп лошади, в зависимости от расстояния до препятствия, то успех обеспечен. Но стоит ослабить, к примеру, давление правой ноги, и лошадь обязательно уйдет в ту же сторону, так как не будет чувствовать контроля с этой стороны. Оглядываясь назад, нисколько не жалею о том, что не продолжил спортивную карьеру.

Да, работа заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации не из легких и отнимает много времени, но считаю, что выбор сделан правильно. Любимая работа и любимое увлечение – две разные вещи, которые вполне совместимы.

В конно-спортивной школе Денис встретил свою будущую жену Татьяну, с которой занимался в одной группе. Восемь лет проверяли они свои чувства, пока не поняли, что созданы друг для друга. На свадьбе мечтали промчаться по городу на тройке лошадей, но жесткое расписание помешало задумке. Зато на следующий день поехали с друзьями на ипподром, где и продолжили празднество.

Любовь к лошадям Денис и Татьяна привили и своей маленькой дочке, которая с трех лет уже самостоятельно держится в седле. Если выпадает свободный выходной день, Куликовы всей семьей непременно едут в конно-спортивную школу. Это увлечение – на всю жизнь.

Автор: Александр Савенков