Развернутая в российских регионах борьба с пьянством часто дает обратный эффект
МИХАИЛ БЕЛЫЙ
Вчера стало известно, что саратовские депутаты провели необычный эксперимент. Народные избранники ночью попытались приобрести в местных магазинах водку. В итоге парламентарии остались трезвыми – никто из продавцов так и не «отоварил» их спиртным. Впрочем, плоды ночного «сухого» закона, действующего в ряде регионов нашей страны, радуют далеко не всех. В Ульяновской области, например, где бой пьянству губернатор объявил лично, стремительно возросло число отравлений алкогольными суррогатами. А в Перми ограничения продажи спиртного привели к массовым беспорядкам в супермаркетах. Эксперты считают, что заставить россиян отказаться от «зеленого змия» с помощью одних запретов невозможно.
Саратовские депутаты говорят, что в целом завершившийся в конце прошлой недели рейд дал позитивные результаты – продавцы тщательно блюдут закон, и желающим припасть к бутылке именно ночью большинство из них дают от ворот поворот. В то же самое время ульяновским властям, которые в числе первых решили бороться с пагубным пристрастием местных жителей, похвастать пока нечем. Глава региона Сергей Морозов прямо заявил о желании превратить область в «территорию трезвости». В итоге там запретили продавать крепкие спиртные напитки с 20.00 до 8.00. Эта мера вызвала весьма неоднозначную реакцию со стороны общественности. Одни посчитали, что такие ограничения пойдут лишь на пользу, другие же, напротив, заявили, что ничего хорошего подобные табу не принесут. «Мы лишь помешали людям приобретать качественную водку, – разводит руками в интервью «НИ» депутат областного парламента Алексей Куринный. – И теперь они будут пить все, что горит».
Парламентарий оказался прав: по официальной статистике, за первые шесть месяцев текущего года в Ульяновской области заметно увеличилось число отравлений суррогатами алкоголя. Руководитель областного бюро судебно-медицинской экспертизы Владимир Завьялов обратил внимание «НИ» на тревожную тенденцию. Рост смертности из-за алкогольных отравлений в этом году по сравнению с аналогичным периодом года прошлого составил почти 300%. «В большинстве случаев пострадавшие пили бензин, керосин и ацетон», – пояснил «НИ» г-н Завьялов. Кроме того, в регионе значительно возросло потребление пива и джина с тоником. «Молодежь подсела на пиво, покупают пятилитровые бочонки за сто рублей и напиваются», – выразил «НИ» свое беспокойство руководитель ульяновской общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин.
Представители правоохранительных органов, в свою очередь, сообщили, что за первые полгода в области возбуждено свыше 200 уголовных дел по фактам торговли суррогатом. Специалисты этому не удивляются. По их мнению, власти сами создали благодатную почву для подпольных торговцев.
Похожая ситуация сложилась и во Владимирской области, где также ведется активная борьба с пьянством. Так, депутаты города Гусь-Хрустальный даже предложили отменить «сухой» закон, в соответствии с которым продажа крепкого спиртного в регионе запрещена с 23.00 до 7.00. Местные народные избранники также пришли к неутешительному выводу: желающие выпить просто переключились на «левый» алкоголь. Аналогичные табу, напомним, действуют и в Нижнем Новгороде. Здесь, правда, жители признаются, что купить спиртное у «нелегалов» не составляет труда – расположение их торговых точек ни для кого не секрет. В Пермском крае, где ограничения на продажу алкоголя в вечернее и ночное время вступили в действие лишь недавно, тоже уже не обошлось без скандалов. «Теперь у нас в магазинах каждый день можно стать свидетелем потасовок – люди, которым отказываются продавать алкоголь, очень этим возмущены и часто выражают свое недовольство кулаками, – признался «НИ» заместитель директора одной из пермских оптово-розничных компаний Денис Лысенко. – На мой взгляд, это совершенно неэффективная мера. Не пойму только, для чего людей ставят в такие жесткие условия».
Впрочем, некоторые эксперты придерживаются противоположной точки зрения. «В таких запретах я не вижу ничего плохого, – заявил «НИ» руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ, доктор медицинских наук Александр Немцов. – Чем меньше доступность, тем меньше и потребление, а следовательно, и пагубные последствия. Конечно, кто-то побежит за «левой» водкой, но утверждать, что русская нация какая-то особая в вопросе потребления алкоголя, я бы не стал».
маруся
Вот как у нас любят с плеч рубить. Вот предположим, встретились НОРМАЛЬНЫЕ люди (причём с НОРМАЛЬНЫМ заработком) после трудового дня, решили отметить какое-нибудь событие или просто поболтать дома за бутылкой коньяку. Нет, трепите милые до утра или пейте пивасик. Ведь никто не думает о том, что подростки и всяческие забулдыги не будут покупать бутылку 0,5 или 0,7 за 500 рублей (и это как минимум). Но, как обычно, всех под одну гребёнку. И возвращаясь к тому же пиву – может, стоит проследить за количеством скупаемого теми же подростками пенного напитка. Ведь "горнисты" на улице на каждом шагу, смотреть противно
Вован
Да показуха всё это! Хотели бы реального результата – на федеральном уровне запретили бы продажу пива и прочего во всех торговых точках, кроме специализированных магазинов – как в Финляндии, Канаде и много еще где. Кому надо – дойдут! А сейчас – зашел в магаз, и выпить не хотел, а вот она, на лучшем месте, сама в руку просится! Козе понятно, что пиво-водочное лобби, на пару с товаропроводящими сетями, истинной борьбы путем спецшопов не допустят: прибыль-с, однако! Вот и фарисействуем!
Timur
Марусе +1
Sea_Burn
Вован +1
Маруся +1
Defender
А кто ответит за "неправильный" закон, за дополнительных 100-200 "убиенных" граждан?
Александр Каплин
Наверное действительно губернатор хотел помочь своим самарским друзьям загрузить работой мулловский спиртзавод производством настоек, не подпадающих под губернский закон. Делать деньги на жизнях и здоровье ульяновцев – это же для них так просто!
пров
получается, что каждый депутат из проголосовавших "за" губернаторский закон лично "убил" 3-4 человека за 6 месяцев! сколько у нас дают даже за неумышленное (по глупости) убийство?