Андрей Фурсенко намерен избавить выпускников школ от самого провального экзамена

Осенью Министерство образования и науки приступит к обсуждению нового формата проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике. Об этом вчера сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко, прибывший на открытие Ульяновского регионального образовательного форума.

Министерство решило реформировать в первую очередь ЕГЭ по математике, потому что в 2008 году четверть выпускников не справились с заданиями по этому предмету. Минобрнауки рассматривает возможность оставить ЕГЭ по математике обязательным лишь в 9-м классе, а в 11-м продолжать преподавать этот предмет только в профильных классах или же разрешить школам выдавать аттестаты с двойками. Однако до реализации обоих вариантов еще далеко, потому что это потребует серьезных изменений законодательства.

Для Фурсенко оба варианта неудобны. Если оставить ЕГЭ по математике обязательным лишь в 9-м классе, это сразу отрицательно скажется на и без того низком уровне знаний выпускников. Что касается аттестатов с двойками, то вряд ли школы согласятся на их выдачу, ведь это сразу закроет дорогу в вузы многим зачастую одаренным в гуманитарной сфере выпускникам. К тому же «малый» ЕГЭ (в 9-м классе) пока проводится только в режиме эксперимента. Обычный ЕГЭ обкатывали восемь лет, поэтому ждать, что и девятиклассников в ближайшее время заставят сдавать «малый» ЕГЭ, не приходится. Однако Фурсенко выразил готовность внести поправки в законодательство. Решаться судьба ЕГЭ по математике будет в октябре – ноябре на традиционной встрече с региональными министрами образования, которая проходит в Москве раз в полгода. Фурсенко заявил, что новая система проведения ЕГЭ по математике заработает, если с двойкой по этому предмету нельзя будет поступить в вуз.

К тому же министр задался амбициозной целью лишить большинство нынешних университетов этого звания, оставив право так называться за ведущими образовательными научными центрами. В качестве решающего аргумента он привел статистику, согласно которой к тому времени, как СССР перестал существовать, в стране насчитывалось менее 600 университетов, а сейчас в России их число возросло до 3,2 тысячи. При этом наукой занимаются только в 420 из них, и то в министерстве сделали такой вывод только потому, что в этих вузах есть аспирантура и докторантура, что не всегда предполагает ведение серьезных исследований. При этом с советских времен число преподавателей осталось прежним, а число студентов увеличилось в два с половиной раза.

О неожиданных проблемах развития школ сообщил на открытии форума и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Он рассказал, что в ходе муниципальной реформы с принятием 131-го федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” все школы перешли в муниципальное подчинение. Из-за этого все ученики приписаны к школам своего муниципального образования. «Получается, что дети, которые живут на границе районов, вынуждены ходить в школы своего муниципалитета, которые находятся гораздо дальше, чем школы соседнего района, – сказал Морозов корреспонденту “Газеты”. – Нам надо смелее переходить на систему образовательных округов и избавиться от муниципального образования». С предложением внести поправки в 131-й федеральный закон Морозов обратился лично к Фурсенко. Правда, министр не проявил особого энтузиазма в связи с перспективой такой правки федерального закона.

АНАСТАСИЯ НОВИКОВА