Мне не известно, пытались ли социологи и психологи составить единый психологический портрет водителя маршрутки. Да это вряд ли возможно. Слишком уж они разные, те, чьими услугами большинство из нас пользуется каждый день.

С одной стороны, по данным УВД Ульяновской области за первое полугодие 2008г. выявлен 8591 случай нарушения водителями маршрутных такси правил дорожного движения. За то же время произошли 370 серьезных ДТП с участием маршрутных «Газелей». Один человек погиб, 27 человек ранены. Все это причины чаще всего вынужденного лихачества в погоне за лишним рублей. Однако иногда доходит просто до диких случаев. По сообщению областного УВД 14 июля была задержана женщина-водитель маршрутной «Газели». Причина задержания – женщина находилась в состоянии алкогольного опьянения!

Городские власти, несмотря на многочисленные обещания, никак не могут навести порядок в работе маршрутных такси. Судя по всему, их больше интересует финансовая сторона проблемы. Согласно официальным данным налоговых органов, средняя зарплата водителя маршрутного такси сейчас составляет от 2,5 до 4 тыс. рублей. Однако чиновники утверждают, что реальная зарплата у водителей не менее 10 тыс. рублей. Разница выплачивается «в конвертах». При этом не учитывается, сколько своих денег водители должны тратить на запчасти, бензин и т.д. Зато подсчитано, что бюджеты всех уровней, по подсчетам тех же чиновников, недополучают ежегодно до 2 млрд. рублей.

Неприглядная получилась картинка? С другой стороны, многие владельцы маршрутов стремятся принять посильное участие в решение социальных проблем города. Слишком громко сказано? Вовсе нет. Даже после того, как плата за проезд на муниципальных автобусах была повышена, на некоторых частных маршрутах она осталась на прежнем уровне. Уже давно на некоторых маршрутах ветеранов Великой Отечественной войны маршрутчики по собственной инициативе перевозят бесплатно.

Пытаясь систематизировать эту работу, руководство одного из маршрутов обратилось с предложением в областные органы социальной защиты с предложением организовать «Социальное такси». Необходимость в предоставлении такой услуги очевидна. Это решение транспортных проблем тех же ветеранов. Практически все они инвалиды, им постоянно приходится обращаться в поликлиники и больницы, куда зачастую приходится добираться чуть ли не через весь город. Есть масса других категорий людей, которым «Социальное такси» так же помогло бы решить транспортные проблемы.

Руководители маршрутчиков написали в областной департамент соцзащиты уже три письма и ни на одно из них не получен ответ! Причина в том, что социальные чиновники считают, что создание «Социального такси» потребует слишком много средств, которых нет в бюджете. Явно не доверяя частникам, чиновники утверждают, что для создания такой службы им придется закупить автомобили, организовать для них стоянки и ремонт, создать специальную диспетчерскую службу, оплачивать ГСМ и зарплату водителям.

На самом деле предложение маршрутчиков снимает большую часть тягот с областного бюджета. Они предлагают для перевозки клиентов «Социального такси» использовать уже имеющийся у них транспорт. В большинстве фирм, занимающихся маршрутными перевозками пассажиров, есть и места для стоянок своего транспорта, и условия для его ремонта, и свои диспетчерские службы. Так что департаменту соцзащиты остается оплачивать только фактические поездки клиентов службы «Социального такси». Кстати, расходы на фактические поездки можно было бы сократить. Учитывая, что между маршрутными фирмами существует довольно жесткая конкуренция, достаточно было бы провести конкурс и отдать предпочтение той фирме, которая предложит наилучшие условия для программы «Социальное такси».

Остается только догадываться, почему социальные чиновники игнорируют предложение маршрутчиков. Не хотят взваливать на себя лишние заботы?

Семен Саблин