Проблемы производства
В Ульяновске начали циркулировать слухи о том, что ОАО «Волжские моторы», якобы, скоро прекратят выпуск лодочного мотора «Ветерок».
В беседе с нашим журналистом некоторые из заводчан подтвердили, что руководство предприятия намерено сделать такой шаг, но пока официально о свертывании производства не заявлено. В редакцию поступают тревожные звонки от тех, кто на протяжении десятилетий использует эту неприхотливую и надежную технику. Горожане недоумевают: почему добротному «Ветерку» заказывают «погребальный венок»? Неужели уступим и эту нишу на рынке «забугорным» товаропроизводителям? Ведь «Ветерок» и сегодня верно служит потребителям на водоемах не только нашей губернии, но и далеко за ее пределами.
Напомним, что «Ветерок» был подготовлен к производству в 1964 году. Конструкторы позаботились о том, чтобы у новой модели не было недостатков предшественника. Двигатель выполнили по двухцилиндровой схеме, что в сочетании с пружинной подвеской резко уменьшило вибрацию. Специалисты внесли также ряд других конструктивных изменений. Водномоторники по достоинству оценили надёжность “Ветерка” и спрос на мотор круто пошёл вверх.
Но жизнь на месте не стоит. Вот и конструкторы не ограничились полученным результатом, сразу после запуска в серию “восьмёрки” начали подумывать о создании нового, более мощного мотора «Ветерок-12». Было принято решение максимально унифицировать будущий 250-кубовый мотор с “восьмёркой”.
– В молодости мне довелось жить и работать в Сибири, – вспоминает старейший член Ульяновского общества охотников и рыболовов Иван Прыгунков. – В те годы у меня был установлен на лодке новый образец грузового «Ветерка». Удлиненная модификация моторов, по идее конструкторов, должна была надежно защищать все механизмы от заливания волной. Грузовые модели имели специальный усиленный редуктор с повышенным передаточным отношением и гребные винты большего диаметра, чем на базовых моделях, что позволяло выводить на глиссирование более тяжёлые лодки. Очень жаль, что они были выпущены небольшой серией, а затем сняты с производства по ряду объективных причин, независящих от предприятия. На грузовой модели я прошел немало бурных сибирских рек. Скажу откровенно: это была надежная техника!
В последующем предприятие подготовило к серийному выпуску еще несколько моделей «Ветерка». Опытная партия насчитывала сотню моторов. Но заводу было дано задание увеличить выпуск моторов для армейских автомобилей, и это помешало пустить “Ветерок-15” в серию. Хотя местные спортсмены с успехом выступали на экспериментальных “Ветерках» на соревнованиях.
В конце 70-х годов над всеми водномоторниками страны начали сгущаться тучи. «Прыгнули» цены на бензин. 15 сентября 1981 года произошло второе повышение цен на топливо, а также на все лодки и моторы. Это был тяжелейший удар, от которого отечественная промышленность до сих пор не может оправиться. В те годы резко упал спрос на все лодки и моторы, были сняты с производства многие модели подвесных моторов и лодок, прекращены конструкторские работы в этой области. Не избежал печальной участи и “Ветерок-12Э”. С 1984 по 1993 годы выпускалась только “восьмёрка” очень небольшой серией. К чести ульяновцев, они и в это трудное время продолжали модернизацию своего детища. В 1987 г. был запущен в производство модернизированный мотор “Ветерок-8М”.
В 1993 году моторостроители возобновили выпуск модернизированного “Ветерка-12”. Улучшалось изделие и в последующие годы. Потому как нет предела совершенству. Многим ульяновцам было жаль потерять верного друга, который вытаскивал их из сложных передряг.
– В свое время предприятие выпускало в год до 55 тысяч лодочных моторов, – рассказывает бывший генеральный директор ОАО «Волжские моторы» Виктор Щелкунов. – К сожалению, в последующем средства на эти цели выделялись весьма скромные. Производство постепенно отставало от требований времени. Оборудование безнадежно старело. Равно как состарились кадры. Насколько мне известно, до недавнего времени на сборке лодочных моторов трудились в основном пенсионеры.
Свертывание производства, по мнению местных наблюдателей, неизбежно приведет к сокращению рабочих мест, что усилит социальную напряженность в обществе. Уместно напомнить, что в свое время сотни моторостроителей блокировали улицу Локомотивную в Железнодорожном районе, ложились на трамвайные рельсы…
Хочется надеяться, что у областных чиновников, руководства предприятия хватит мужества и мудрости достойно выйти из непростой ситуации, которая складывается вокруг «Ветерка».
Николай Стрельцов