Большая часть горожан на вопрос, где они приобретают продукты питания, одежду или бытовую химию, незатейливо отвечают: «На рынке». Популярность мест массовой торговли объясняется относительно невысокими ценами, удобным расположением, а главное – возможностью купить все необходимое в одном месте. Играет свою роль привычка многих ульяновцев, особенно старшего поколения, предпочитающих базар супермаркету, и особая «рыночная» атмосфера, которая так и призывает чего-нибудь приобрести. И вот в очередной выходной или, выкроив часок в будничный день, мы направляемся к заветному базарчику.

Но уже у входа замечаем, что существует как бы два рынка: «официальный», с торговыми павильонами и вывесками, и «стихийный», раскинувшийся у ворот первого и вокруг забора. Как правило, второй – это пенсионеры, предлагающие прохожим зелень и овощи, выращенные на собственной даче, и домашние консервы. Такая несанкционированная торговля мало того, что не отвечает санитарным требованиям, она создает трудности для пешеходов и автотранспорта. Проблема эта давно беспокоит городские власти. В ближайшем будущем планируется отвести определенные места, где садоводы могли бы реализовать свою продукцию. По словам председателя Комитета развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей мэрии Надежды Жуковой, только на прошлой неделе определено расположение шести таких точек.

Паркуя машину у рынка, автовладельцы могут заметить, что на стоянке совершенно не предусмотрены места, например, для инвалидов. А ведь многим из них физически не по силам оставлять автомобиль за полквартала и возвращаться к нему с тяжелыми покупками.

Традиционно наиболее популярен на рынке мясной ряд. Вот они лежат – свиные ножки на холодец, ребрышки для супа и жаркого, вырезка на отбивные. По словам продавцов, все свежайшее, парное. Может, изначально так оно и было, однако царящая в последнее время жара способна быстро привести продукт в негодность. Его нужно будет утилизировать, а вот этот-то вопрос на большинстве рынков не продуман. Согласно данным специалистов «Россельхознадзора», в 90 процентах случаев не предусмотрены места сбора биологических отходов, нет ответственных за их вывоз. В результате некачественное мясо просто сваливают в мусорные контейнеры на радость мухам, бродячим животным и бомжам. Более благоприятных условий для распространения инфекционных заболеваний и не придумаешь.

Недавние события в Сочи, когда прохожие просто захотели посмотреть, что хранится в забытом кем-то пакете, а он взорвался, заставили вновь обратить внимание на проблему общественной безопасности. Любое место массового скопления населения должно быть подготовлено к эвакуации людей в случае экстренной ситуации. Увы, на рынках и с этим пока далеко не все благополучно. У 15 из 26 городских рынков до сих пор нет паспортов безопасности. Имеющиеся схемы эвакуации давно устарели, так как постоянно меняется расположение торговых точек. А уж о том, чтобы провести учения для персонала, многие и речь не ведут.

Утешает лишь одно – рынкам, в привычном нам понимании слова, осталось существовать всего полтора года. С 1 января 2010 года все они должны стать торговыми комплексами. Надеемся, тогда наступит на них долгожданный порядок.

Даниил Старков