“Как во кузнице ковали калачи да кренделя” – так начинается одна из песен питерской рок-группы “Пилот”. Как оказалось, “во кузнице” можно выковать самые немыслимые вещи.

Это подтвердил Второй международный фестиваль кузнечного искусства “Поющий металл”. Три дня не умолкал звон на площади имени Ленина, где раскинулась кузнечная слободка. На фестиваль съехались кузнецы со всей России, а также из Белоруссии и Украины. Восемьдесят человек, каждый из которых – весьма колоритная личность. Настоящая кузнечная стать, почти “обязательная” борода и одежда словно из исторических фильмов – ее кузнецы носят так же легко и непринужденно, как мы – джинсы. Среди братии укротителей металла выделялась единственная девушка, орудующая тяжелым молотом ничуть не хуже огромных мужиков.

Было так жарко, что асфальт перед зданием областного правительства походил на огромную раскаленную сковороду – подобную доставили на фестиваль из Сенгилея, чтобы угощать блинами всех желающих. Рядом со сковородой организовали палатку бортники. Они торговали медом, воском и медовухой. На вопрос о крепости напитка продавцы пожимали плечами:

– Сами не знаем. Спросите лучше у кузнецов, они почти всю выпили.

Медовуха и впрямь закончилась очень быстро. У горожан, посетивших событие, было два варианта – жариться на солнце или встать под навес, в тени которого работали мастера. Правда, там жар исходил от горнов.

Кузнецы соревновались в нескольких конкурсах. Один из самых занимательных – кузнечный перезвон, когда целая команда молотобойцев выстукивала своими тяжелыми орудиями определенную мелодию. Так же в обязательной программе значилось проведение мастер-классов. Среди всего прочего зрители узнали, как изготавливается дамасская сталь.

Горожане могли приобрести сувениры, только что вышедшие из-под молота. Некоторые из поделок были настолько миниатюрны и изящны, что в голове не укладывалось – как могли произвести такое эти огромные люди с пудовыми молотами в руках?!

Рядом была организована выставка настоящих произведений кузнечного искусства – как практического, так и чисто декоративного применения. Журнальный столик, садовый гном, двухметровый пузатый самовар. Древний “автомобиль”, целиком сделанный из стали, правда, без мотора. Особой популярностью пользовалась скульптурная композиция в виде киборга, забивающего гвоздь. Чудовище было собрано из обломков мотоцикла. Эдакий “трансформер” во плоти.

– Впечатления от фестиваля просто замечательные–как же иначе, ведь мы приехали к родным по духу людям, – говорили кузнецы, перекрикивая оглушающий звон. – Все команды подобрались сильные, но среди них есть элитные. Одна из них – симбирская кузница “Корч”. Ни в одной команде нет такого количества мастеров!

Главным продуктом фестиваля стало совместное произведение всех участников под названием “Первый круг”. Как оказалось, “Божественная комедия” Данте здесь ни при чем. Дело в том, что, по задумке авторов, круг должен символизировать юбилей Симбирска-Ульяновска, которому исполнилось столько же лет, сколько градусов в окружности. В центре композиции находится элемент городского герба – коронованная колонна, а на стальном обруче разместились фигуры, изготовленные гостями фестиваля. Каждый из элементов отражает определенную веху в истории города. Итоговым результатом работы можно насладиться на эспланаде, где установлена композиция.

Гвоздем сверхнасыщенной программы стало выступление донецкого силача, многократного героя Книги рекордов Гиннесса Дмитрия Халаджи. Богатырь был одет в черные шаровары и кирзовые сапоги, а фигурой напоминал Илью Муромца из мультиков. Он завязывал в узел гвозди, сгибал пополам монеты, рвал стальную цепь, крутил “карусель” весом в триста пятьдесят килограммов в виде железной пятиметровой реи, на которой повисли кузнецы из тех, что покрупнее. По дощатому настилу, под которым лежал Дмитрий, проехали пятитонный “Форд” и четырехтонная “Газель”. Многочисленная публика взирала на эти забавы с благоговейным ужасом.

Впрочем, все кузнецы издревле вызывали у обывателей похожие чувства. Три дня ульяновцы могли насладиться атмосферой ожившей сказки, запросто пообщаться с “кудесниками” и прикоснуться к тайне старинного искусства.

Николай Гурьянов