Экологическая общественность Ульяновска и жители Сенгилея протестуют против строительства на территории района цементного завода

Мы уже сообщали о борьбе жителей Сенгилеевского района за создание национального экологического парка «Сенгилеевские горы» и, соответственно, выступивших против начала добычи цементного сырья и его переработки на территории района. Ситуация обострилась, когда стало известно, что «Ульяновскнедра» 22 ноября прошлого года с согласия и одобрения главы района А. Миронова продали за 411 млн. рублей «Бутырскую гору» для добычи открытым способом цементного

сырья ООО “Виста Про”, одной из структур, принадлежащей Роману Абрамовичу. Предполагается, что «Бутырская гора» (а это площадь 5-7 км шириной и 15 км длиной) должна будет превратиться в десятки карьеров.

То есть на Волжском косогоре появится «лунный пейзаж», состоящий из многочисленных кратеров.

И вот в первых числах августа официальные СМИ сообщили, что разработка недр месторождения «Бутырская гора» Сенгилеевского района начнётся только после положительного заключения экспертизы. Об этом заявил региональный министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Вячеслав Кублик, комментируя, как он выразился, «конфликт, возникший между управлением по недропользованию по Ульяновской области и Межрегиональной общественной организацией «Экологический парламент Волжского бассейна и Северного Каспия». Однако МОО «Экологический парламент Волжского бассейна и Северного Каспия» продолжает судиться, требуя проведения всё той же государственной экологической экспертизы.

Чиновничье

лукавство

– Чего же вы еще хотите? Разве ваше основное требование не выполнено? – с таким вопросом мы обратились к руководителю Координационного центра «Экологического парламента Волжского бассейна и Северного Каспия» Александру КАПЛИНУ.

– Это традиционное чиновничье лукавство! Сказать что-то похожее на правду, а еще лучше то, что хотят услышать люди, тем самым, снизив градус социального напряжения. Но при этом, совершенно не решая основную проблему.

В действительности чиновники ведут речь о других экспертизах, которые касаются горных работ, правил техники безопасности, промышленной безопасности и т.п. Мы же требуем проведения экологической экспертизы материалов обоснования необходимости разработки цементного сырья именно в этом месте, которое должно было войти в национальный парк «Сенгилеевские горы». Если здесь начнется разработка, а планируется выкопать открытым способом более 100 миллионов тонн сырья, то ни о каком нацпарке можно не мечтать. Причем, на самих разработках в лучшем случае получат рабочие места 5-7 местных жителей, зато лишатся мест отдыха, родниковой воды, чистого воздуха тысячи сенгилеевцев и гостей района.

В то же время, национальные парки во всем мире создают благоприятные условия для малого бизнеса, который в свою очередь создаёт дополнительные рабочие места, прежде всего для местных жителей. Это, в первую очередь, всё, что связано со сферой отдыха и досуга на природе, рекреационные мероприятия, научно-познавательные и учебные, производство сувенирной продукции, народные промыслы, бортничество, экологически чистое сельхозпроизводство и т.д. Я, например, покупаю мёд себе и родственникам в Сенгилее. Естественно, перестану это делать, когда вместо экологически чистой пыльцы мёд будет содержать иную пыль!

В конце концов, даже индивидуальное жилищное строительство и переезд горожан из Ульяновска для постоянного или дачного проживания на лоне природы могут подстегнуть местную торговлю.

Кстати, в своё время я защищал в судах пруды предпринимателя Картюкова около с. Шиловка Сенгилеевского района, который успешно развивает бизнес, не нанося вреда природе. Трудно сказать, сколько у него уже побывало ульяновцев и гостей из других регионов, но если будет целый комплекс различного рода совмещаемых с природной средой бизнес-проектов, то от этого выиграют и местные жители и бюджеты всех уровней. Какая нам, простым ульяновцам, польза от того, что в федеральный бюджет уходят и будут уходить платежи за полезные ископаемые, изъятые из нашей земли. Фирма Абрамовича свои налоги тоже будет платить в Москву, т.к. сама зарегистрирована именно там. Нам, местным жителям, останется только пыль, заброшенные карьеры-кратеры вместо лесов и речушек, безработица и погасший в конце тоннеля свет.

Ловить воздух руками

– Чью правоту подтвердил суд?

-Ничью! По существу спора суды двух инстанций не подтвердили, но и не опровергли законность наших требований.

12 августа 2008 г. Ульяновский областной суд фактически спас Ульяновское территориальное подразделение «Роснедра» и его партнера ООО «Виста Про», отказав в рассмотрении дела о «Бутырской горе» по существу.

Переводя на нормальный язык – это означает, что суды допускают возможность нарушения закона при продаже «Бутырской горы», но рассматривать эти нарушения не будут, т.к., по их мнению, общественная организация не имеет права на обращения в суд в защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Сразу отмечу, что это противоречит законодательству и позиции Верховного суда Российской Федерации, куда мы будем направлять жалобы в надзорном порядке.

При этом замечу, что представители «Роснедр» до начала рассмотрения жалобы заявили, что они, дескать, сами заинтересованы в том, чтобы рассмотреть спор по существу. На предложение поддержать в таком случае мою жалобу и вернуться к рассмотрению спора по существу заявленных нами претензий последовал вполне ожидаемый отказ.

О случившемся (имеется в виду отказ нашей общественной организации в праве на судебную защиту прав и интересов жителей Сенгилеевского района) будем ставить в известность Президента РФ и министра юстиции РФ, отвечающих за состояние гражданских прав и свобод в России. Если для ульяновских судов недостаточно четко прописаны нормы закона, гарантирующие законодательную защиту указанных прав и свобод, то пусть гарант Конституции РФ и профильный министр внесут соответствующие изменения в законодательство.

– Но ведь раньше таких проблем не возникало?

– Да. Пока мы судились против АЗС, строительства гаражей во дворах и тому подобных «мелочей», ульяновские суды толковали нормы закона так же, как это делают в Верховном суде РФ и в Европейском суде по правам человека.

– Но может быть есть надежда на справедливое рассмотрение спора «губернаторской комиссией»?

– Полноте! Готов поспорить, что выводы комиссии будут однозначно в пользу инвесторов-олигархов, но никак не в пользу простых людей. Искать справедливости у действующей региональной власти – это ловить воздух руками.

Заявляя о том, что возник конфликт, региональные власти создают комиссию. В эту комиссию почему-то не включили ни одного представителя от спорящей стороны – ни от «Экологического парламента», ни от жителей Сенгилеевского района. Поэтому итог работы такой комиссии легко спрогнозировать. Собственно, уже в тот же день, когда объявили о создании комиссии, мне позвонили из Сенгилея и сообщили, что в местной газете «Волжские зори» (учредители: правительство Ульяновской области и администрация Сенгилеевского района) от 1 августа 2008 г. помещена большая статья под заголовком: «Бутырская гора»: получены результаты геологических изысканий». Суть её сводится к тому, что зря общественность беспокоится. Оползни Сенгилею не грозят, родники не исчезнут вместе с горой. Наверное, в ближайшее время появятся еще какие-то выводы о положительном влиянии на людей цементных разработок. Если мы, конечно, не остановим наступление отдельных, сросшихся с бизнесом чинуш-коррупционеров на права простых жителей Сенгилеевского района.

До поры, до времени

– А, может быть, прав губернатор, заявляя о том, что это конфликт одной экологической организации и «Роснедр». При чем тут областная власть и жители Сенгилеевского района?

-Еще одно лукавство, которое они сами же и разоблачили. Сначала губернатор действительно так заявил, что только Каплин и еще 3 человека из Сенгилеевского района выступают против добычи и переработки цементного сырья на «Бутырской горе», хотя у меня есть ряд обращений с несколькими тысячами подписей от жителей, отстаивающих создание национального парка «Сенгилеевские горы».

Так вот, через пару недель в сообщении пресс-службы губернатора прозвучало: «Учитывая остроту сложившейся ситуации, а также в связи с поступившими обращениями жителей города Сенгилей, по поручению губернатора Ульяновской области Сергея Морозова создана областная комиссия. В ее состав вошли руководители и сотрудники управления по недропользованию по Ульяновской области, регионального министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, управления «Роснедвижимости» по Ульяновской области, администраций Сенгилеевского района и Сенгилеевского городского поселения, партии экзогенных геологических процессов Симбирской геологоразведочной экспедиции. Комиссией произведён выезд на место с осмотром территории». Это цитата, повторяю, из сообщения губернаторской пресс-службы. То есть губернаторское окружение прекрасно осведомлено о настроениях сенгилеевцев, просто старается закрывать на это глаза. Правда, до тех пор, пока это не становится предметом широкого обсуждения общественности.

Скелеты в шкафу

– Что вы еще намерены предпринять, кроме жалоб в Верховный суд РФ?

Параллельно направим жалобу в Европейский суд по правам человека в город Страсбург (Франция), хотя этот путь слишком длинный, но мы понимаем, что борьба нам предстоит еще долгая, т.к. партия, симпатизирующая Абрамовичу и другим олигархам, будет нами править, как минимум, доследующих выборов.

Третье направление нашей защиты, о котором пока преждевременно говорить, как о вопросе решенном, но мы прорабатываем его – это проведение местного референдума. Подробности пока оглашать не буду, чтобы не навредить. Но как только мы начнем процедуру, обязательно сообщим об этом во всех деталях.

По крайней мере, опыт проведения местного референдума в Сасовском районе Рязанской области, где 92,5 процента жителей проголосовали против строительства «грязного» производства у них в районе. Причем, там тоже иногородние бизнесмены получали бы «барыши», а жители – раковые опухоли и прочие болезни для себя и своих детей и внуков. В настоящее время жители выиграли все суды, опираясь на результаты своего референдума. Ситуация у них разрешилась окончательно буквально в прошлом месяце.

В последующем опыт проведения местных референдумов можно будет распространить на все муниципальные образования области, включая город Ульяновск.

– Тогда остается только пожелать вам удачи в этой нелегкой борьбе!

– Это действительно нелегкая борьба. В настоящее время, наверное, не случайно, в наши общественные организации (экологическую и по защите жилищных прав) направлены выездные налоговые проверки. Кстати, одна из этих организаций существует чуть больше полугода! Что там было у Президента про избыточность административного давления и запрете в первые три года проверять новые организации. Забудьте! В Ульяновской области свои, местечковые правила и порядки! Вторую неделю пожарные выставляют все новые и новые требования к арендуемому нами офисному помещению. Видимо, чем активнее будет наша позиция, направленная на поддержку курса Президента России по борьбе с коррупцией и правовой реформы на территории Ульяновской области, тем жестче будут реагировать на наши инициативы региональные власти.

В заключение хотел бы высказать свое опасение, что стольупорное сопротивление высокопоставленных чиновников по «Бутырской горе» может быть связано не столько с созданием прецедента по отмене итогов аукциона, сколько по возможной личной заинтересованности. Имеется в виду материальная заинтересованность. Если вдруг обнаружатся такие факты, губернатор и его правительство окажутся в малопривлекательном положении. Надеюсь, что мы не обнаружим в этом деле прогубернаторских «скелетов в шкафу».

Записала Елена БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ

Основные технологические процессы цементного производства – измельчение и химическая обработка шихт, полуфабрикатов и получаемых продуктов в потоках горячих газов всегда сопровождается выбросами пыли и других вредных веществ в атмосферу, которые подвергаются различным превращениям, окислению, полимеризации, взаимодействуя с другими загрязнителями.

Состояние геологической среды также характеризуется загрязнением почвенно-растительного слоя и грунтовых вод до чрезвычайно опасного уровня. В состав загрязняющих компонентов входят тяжелые металлы. В поверхностных водах, кроме того, наблюдается превышение ПДК по аммиаку, нефтепродуктам, окисляемости.

Цементная пыль раздражает органы дыхания значительно сильнее, чем обычная бытовая или уличная, потому что содержит множество химических соединений. Кроме того, цементная пыль способна поглощать из воздуха и газообразной среды тяжелые металлы и приобретать канцерогенные свойства. А так как твердые частицы цементной пыли имеют свойство оседать на легких, то можете себе представить, чем они наполняются.

Работники цементных предприятий зачастую страдают аллергией и респираторными заболеваниями, у них может развиться силикоз – накопление кремниевых палочек в легких. Появляется одышка, боли, кашель, т. к. кремнезем в дыхательных путях превращается в кремниевую кислоту.