Долгое молчание губернатора Ульяновской области Сергея Морозова по поводу уплотнительной застройки закончилось. Но чем закончится уплотнительный сюжет, пока не известно. Участники действия полагают, что лишь временно снято социальное напряжение.

Встреча в пятницу губернатора Сергея Морозова с представителями инициативных групп жильцов, протестующих против уплотнительной застройки – главное событие минувшей недели. Прежде губернатор не реагировал на многочисленные обращения к нему по поводу проблемных точек. «Тысячи жильцов с разных районов города обращались к Морозову с просьбами остановить незаконное строительство, – говорит активист движения «За достойную жизнь!» Евгений Лытяков. – Ответом были или молчание, или отписки чиновников невысокого ранга».

Реакция

Эта встреча – реакция исполнительной власти на многочасовое перекрытие улицы Рябикова, устроенное 18 августа участниками «схода жильцов горячих точек», требовавших таким образом встречи с главой региона. Впрочем, реакция неоднозначная. С одной стороны – положительная, потому что дальнейшее молчание власти могло привести к росту социальной напряженности, тем более что о перекрытии транспортной магистрали тут же сообщили основные федеральные СМИ, а это означало, что ситуация замечена в администрации президента. К тому же, по неофициальной информации, осенью снова ожидается визит в Ульяновск Владимира Путина. Отрицательная – потому что реакция запоздалая. Она лишь подтвердила нехорошее правило: власти реагируют только тогда, когда проблема перерастает пределы терпения населения, выливаясь в перекрытия дорог или иные акции неповиновения.

Неоднозначность реакции власти проявилась и в другом: вместо диалога с теми, кто изначально, еще год назад, начал разбираться с проблемой точечных застроек, губернатор пошел на конфронтацию с ними. Он уверен, что перекрытие дороги было не стихийным (жильцы утверждают обратное), и публично высказал мнение, что «совершено правонарушение, и организаторы его понесут серьезную ответственность, даже наличие депутатского мандата не спасет».

И всем понятно, о ком идет речь. Уже на следующий день пятеро участников акции: депутаты заксобрания Александр Кругликов и Алексей Куринный, председатель реготделения партии «Патриоты России» Владимир Аладин и двое представителей Авангарда красной молодежи были приглашены в отдел дознания УВД области. Там они узнали, что первоначально в отношении них была проверка на предмет возбуждения уголовного дела (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, умышленное приведение в негодность транспорта и др.), по которому наказание – до 7 лет лишения свободы. Чье заявление стало основанием для проверки – осталось секретом. В возбуждении уголовного дела отказано, зато заведено дело об административном нарушении, по которому, при желании, возможно наказание до 15 суток административного ареста. Сегодня уже суд. Иногда милиция действует очень оперативно. Кстати, известно, что милиционеры пытались собрать жалобы и свидетельства против названных «организаторов» с жильцов и даже с пассажиров остановленных трамваев. Безрезультатно. Так что в деле есть только показания самих милиционеров, замминистра строительства Валерия Малиновского и замруководителя аппарата облправительства Виктора Корнева.

Неоднозначная реакция проявилась и на самой встрече с представителями инициативных групп. Когда все собрались, подошел губернатор и гневно посмотрел на Алексея Куринного – единственного из депутатов заксобрания прошлого и нынешнего созывов последовательно и глубоко занимавшегося проблемой «точечных застроек».

– Вы свободны! – сказал Морозов.

И пояснил, что «есть строго определенный круг людей, приглашенных на совещание», в котором Куринного нет. То же самое относилось к представителю инициативной группы с Аблукова, 67, Евгению Лытякову, который активно противостоял точечным застройкам будучи членом Общественной палаты Ульяновской области.

– По закону Вы не имеете права отказывать депутату, – возразил Куринный.

– Имею! Жалуйтесь! Хоть в прокуратуру!

– Я – представитель инициативной группы! – сказал Лытяков.

– Меня это не волнует, – ответил губернатор.

– Почему Вы отказываете человеку, который нам помогал? – спросила женщина.

– Я хочу обсуждать проблемы в неполитизированной обстановке, – ответил Морозов, – до свидания.

– Что, Вы уходите? – удивленно спросил Лытяков.

– Нет, Вы сейчас уйдете! – гневно ответил губернатор. И обратился к представителям инициативных групп:

– Я ведь могу просто развести руками, и проблема заволокитится, если позволяете присутствовать здесь людям, которые занимаются враньем.

После этого глава региона предложил «тем, кто в списках» перебраться в его зал заседаний, на входе которого дежурит наряд милиции.

Делать нечего – инициативные группы были вынуждены выбирать из двух зол наименьшее, тем более что альтернатива была им нарисована недвусмысленная. И все потянулись в губернаторский зал, на входе которого дежурила главный архитектор области Татьяна Тарасова и сверяла фамилии представителей с каким-то списком. Как и по какому принципу составлялись эти списки – никто не знает. Известно лишь, что депутата Куринного милиционеры не пустили, признавшись, что нарушают закон. Не пустили и Лытякова, и даже представителей инициативной группы с улицы Отрадной, где место под строительство выделялось не без участия облправительства.

Повторение пройденного

В своем зале губернатор сменил гнев на милость. И уже спокойно пояснил, что «попытка отдельных политиков делать дешевый пиар на проблемах людей, к сожалению, имеет место».

А далее произошла чудесная метаморфоза: из уст Сергея Морозова и его подчиненных зазвучали слова, которые в течение почти года говорят с трибун заксобрания и со страниц немногих газет как раз те, кого только что изгнали.

«Из-за безобразной работы некоторых чиновников население не знало, что происходит», – сказал губернатор.

Мэр Ульяновска продолжил эту мысль, отметив, что это «искусственно созданная чиновниками ситуация, когда почти получилось противостояние». «Это недопустимо, и надо находить контакт, – сказал Сергей Ермаков и добавил, – я учусь у Вас, Сергей Иванович!» И хотя еще несколько дней назад чиновники утверждали, что «стройка законная», на этот раз мэр заявил, что «на Промышленной чиновники руку приложили», «Там есть ошибка, и я ее найду», – сказал мэр, покаявшись, что проанализировать ситуацию надо было раньше.

Губернатор согласился с виной неназванных чиновников и рассказал, что он прошелся накануне по двору Ефремова, 111 и «упал в осадок». «Кому это из чиновников пришло в голову строить объект в таком дворе?.. Как можно было отдать футбольное поле под застройку?» – спросил он, добавив, что у кого-то не в порядке с совестью или с головой (напомним, именно в этом дворе намерена строить трехэтажное здание магазина советник губернатора госпожа Скопцова, и именно о ней полторы недели назад на аппаратном у губернатора говорилось, что «там все законно»).

Дальше – больше. Главный архитектор области Татьяна Тарасова пояснила, что на Промышленной выявлена техническая ошибка – «надо было строить совсем с другой стороны», а у Скопцовой – сплошные нарушения в проекте. Далее госпожа Тарасова сообщила, что главная причина конфликта в слабом информировании граждан, рассказала, как незаметно публикуются объявления в газете, о том, что на сайте мэрии ничего нет, и предложила пересмотреть порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения, проводить публичные слушания по месту жительства, учитывать мнения граждан.

Губернатор согласился с ней и клятвенно пообещал, что строек на Промышленной, 36 и Ефремова, 111 не будет.

Прозрение

Сначала создавалось впечатление, что чиновники газет не читают вообще. Потому что они вдруг начали говорить как о неожиданном открытии про то, о чем «НГС» писал, начиная с октября 2007 года. Словно кто-то им поднял веки. Так в России часто бывает. Помнится, как-то Владимир Путин вдруг сказал, что плохо дело на дорогах, давят, мол, людей, правила нарушают. И тут вдруг все заметили: «Ой, и вправду давят! Это ж надо такое…» И стали «зебры» рисовать, светофоры ремонтировать, гаишники у переходов появились. И ненадолго исправилось. Или сказал Дмитрий Медведев, что с компьютерной грамотностью у чиновников слабовато – и тут все обратили внимание: «А и вправду, что-то мало кого из чиновников можно назвать юзером!» И начали проверять компьютеры, кто как часто включает и что умеет делать кроме «тетриса» и «пасьянса».

Так произошло и здесь. Уже скоро год, как началась волна точечных застроек с соответствующей обратной волной народного возмущения. И во всех случаях был один ответ чиновников – все законно. И прокуратура так же отвечала. И единороссы уверяли в том же. А депутата Куринного, осмелившегося заговорить о проблеме открыто, тут же обклеили ярлыками «пиарщика», «возмутителя спокойствия», «провокатора», «демагога» – это еще самые нежные эпитеты. Те же ярлыки достались Лытякову, который поднимал все эти проблемы в Общественной палате.

Позже пришло понимание, что госпожа Тарасова все-таки читает газеты. Потому что ее предложения – слово в слово то, что уже много месяцев говорили и предлагали Лытяков и Куринный. Теперь можно понять, почему их изгнали со встречи.

То есть чиновники не тупые, они все видели и знали, но система не позволяла им говорить об этом, вот и разыгрывали непонимание. Словно ждали указания губернатора. А он молчал. Но когда случилось перекрытие дороги, и Морозов, взяв на себя роль офтальмолога, заявил о своей позиции, все прозрели: «Надо ж такое, черт побери, ведь, и вправду, сплошные нарушения!» Даже новый секретарь теперь уже нестроптивой Общественной палаты Александр Фролов, который два месяца назад утверждал, что «уплотнительная застройка не относится к болевым точкам Ульяновска, и это не вопрос палаты, а вопрос специалистов», теперь заявил, что «защита граждан от точечной застройки – прямая задача Общественной палаты».

Долго ли это продлится? Скорее всего, «полного прозрения» и не будет. Система не изменилась. Пар выпущен. Самая активная часть жильцов успокоена. А что будет с остальными точками – не знает никто. Пока остается многоточие.

В понедельник на аппаратном Сергей Морозов, говоря о тех политиках, кто борется с точечной застройкой, снова отметил: «Маски сброшены, господа! Теперь мы знаем, кто занимается демагогией и нагнетает обстановку в регионе!» Политолог Арбахан Магомедов считает, что губернатор зря отказывается от диалога с оппозицией – она говорит правду, и Сергей Морозов мог бы оказаться в выигрыше, слушая ее. Хотя бы иногда.

Сергей Титов