Столичная выставка в Ульяновском музее современного изобразительного искусства имени А.А. Пластова погружает зрителя в религиозную культуру загадочной цивилизации строителей пирамид.
Уникальная экспозиция из 41 произведения прибыла к нам из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Благодаря творческим связям с этим прославленным хранилищем шедевров искусства ульяновцы в очередной раз могут познакомиться с тем, что можно увидеть только в музеях мирового уровня. В Ульяновске это уже третья по C4ef$ выставка по искусству Древнего Египта. Кстати, появилась она потому, что наш музей выиграл грант областного конкурса проектов в номинации «Культурный прорыв года».
Выставку музейщики посвятили памяти Свгетланы Измаиловны Ходжаш. Почти полвека она руководила отделом Востока ГМИИ имени А.С. Пушкина. При содействии этого известного ученого-египтолога в Ульяновске побывали экспозиции, рассказывающие об образах кошки и божества Бэсс в древнеегипетском искусстве. Ходжаш принадлежала и идея этой выставки о пантеоне богов Древнего Египта. О ней Светлана Измаиловна думала, когда уже лежала в больнице, но… 12 августа она ушла из жизни.
Выставка носит название «Загадки Древнего Египта: боги и религия». В ее основе – коллекция знаменитого ученого-востоковеда и собирателя B.C. Голенищева, которая была приобретена для строящегося в Москве Музея изящных искусств в 1909 году. Позднее она была дополнена дарами и приобретениями.
В витринах выставки в Ульяновске – миниатюрные фигурки известных и совсем многим из нас неизвестных богов. Это Ра, Осирис, Исида, Птах, Хор, Анубис, Апис… Есть Туту, Харпократ, Не-хем-аут, Сехмет, Маат… Все они так или иначе связаны с культом мертвых, благодаря которому мы можем судить о древнеегипетской цивилизации, начиная со знаменитых пирамид.
Небольшие изображения божеств из дерева, камня, глины клали рядом с покойником, чтобы он мог не работать в загробном царстве. Назывались они «ушебти», то есть ответчики. Полагалось иметь их 365 – по числу дней в году. Кроме того, на каждые десять ушебти должен был быть один надсмотрщик. Собрав такой комплект, древний египтянин, уходя в мир иной, мог быть спокоен: на том свете он может сидеть сложа руки.
С культом мертвых связаны и аппликации для чехлов мумий, которые изготавливались из нескольких слоев ткани или прессованного папируса, пропитанных клейким веществом и расписанных. На выставке показаны аппликация ожерелья и две аппликации с сюжетами: Анубис, сопровождающий умершего, и Исида-плакальщица. На них много золотой краски, символизирующей солнце, воспроизводящее циклическую неизменность и вечную продолжительность.
Своеобразны боги, которым древние египтяне придавали облик различных зверей, птиц и насекомых. Тот, ведающий мудростью и письмом, представлен ибисом, Хор, сын Осириса и Исиды, – соколом, Апис, от которого зависело плодородие, – быком. А священной рыбе оксиринх древние египтяне приделывали коровьи рога с солнечным диском между ними.
Выставка позволяет окунуться во времена, когда человечество было еще очень молодо. Они окутаны легендами с образными и часто романтическими представлениями об окружающем мире…
Ирина Печеркина