Здесь кажется, что время остановилось. Уходят прочь суетные мысли, а чудеса не вызывают сомнений. Здесь люди меняются, и вера приходит сама собой. Не зря на Николину гору близ поселка Сурское едут верующие из разных уголков страны.

Чем же привлекают эти места паломников со всей России? Когда-то нынешнее Сурское звалось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору называли Белой горой. В 1552 году Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, протянувшейся издалека, от самого Курска, для защиты от кочевников.

Почти пять веков назад полчища кубанских татар подошли к Промзину и приготовились к переправе через реку Суру. Невеликий гарнизон городища ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Один из сторожевых воинов, знавший татарский язык, переправился через Суру в стан кубанцев.

– Что стоите вы здесь вот уже столько времени?

Ему отвечали:

– Разве ты не видишь, какой ужас перед нами? Вокруг непроницаемая мгла, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьем грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться домой, но позади нас такой дремучий лес, которым мы как будто и не шли сюда. Наверное, за землю вашу вступился сам Бог ваш и грозит нам своим мечом.

Взглянул воин на Белую гору и увидел на ней величественного старца и рядом с ним грозного юношу-воина. В них он узнал святого Николая Чудотворца и святого великомученика Георгия-Победоносца. Воин показал татарам обратный путь, и они обратились в бегство, а сам возвратился в городище и рассказал об увиденном.

Жители поспешили на Белую гору, а во главе них поехал воин, говоривший с кубанцами. На вершине конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Люди увидели икону Николая Чудотворца, скрытую в земле. Это был горельеф с выпуклым изображением святителя: в одной руке – меч, а в другой – храм. Народ с благоговением поднял икону.

Вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой отстроили Никольскую Городищенскую мужскую пустынь. Сюда, в храм, воздвигнутый во имя святителя Николая, и перенесли образ. Однако в 1810 году церковь пришлось разобрать, потому что Сура подмывала почву. Икону чудотворца перенесли в Казанскую церковь села Промзино. Здесь построили придел во имя святителя Николая.

Неизвестно точно, когда гору стали называть не Белой, а Никольской, в просторечии Николиной, но только в 1842 году на вершине горы была построена новая каменная часовня. Сюда в дни празднования “летнего Николы” приносили икону, здесь в течение двух-трех дней перед образом служились молебны. Приходили приложиться к иконе и старообрядцы. С 1932 года следы чудотворного образа теряются…

В советское время не раз предпринимались попытки покончить с традицией почитания этих мест. Коммунисты пытались разровнять и саму гору. Но трактор, перевернувшись, скатился по склону и чудом не утонул в Суре, зацепившись за крепкое дерево.

…Мы отправились в путешествие к святым местам в первый после недельной изнуряющей жары прохладный день. По дороге радовались, что зной наконец спал – легче будет взбираться по крутому склону. На подъезде к Сурскому и вовсе начал накрапывать дождь. И это тоже было воспринято как добрый знак – небо “омывает” нам дорогу.

Окрестности Сурского – один из самых живописных уголков Ульяновской области. Поселок раскинулся на берегах Суры. Земная кора здесь неровная, и с шоссе весь населенный пункт виден полностью, словно раскинутый на застывших волнах. Но даже среди пестроты разномастных зданий, садов, дорожных змеек вершина, вызывающая трепет у верующих, выделяется сразу. Будто сам Бог определил этому месту быть центром здешних земель. Как гора со столь крутыми склонами появилась на равнинной в общем-то местности – загадка даже для специалистов по тектонике. Форма горы заставляет усомниться в ее природном происхождении – она кажется похожей на гигантский “куличик”, которые все мы лепили в детстве. Верхушка – идеально ровная платформа. Чтобы сподручнее было строить здесь храм?

В этих местах вообще многому удивляешься, начинаешь верить в чудеса и в Божий промысел. Стоило посетовать про себя, что не захватили свечи – поставить к установленному на вершине кресту в честь святителя – как откуда ни возьмись появилась старушка:

– Деточки, я ведь домой собралась, думала, сегодня уже никто не приедет – будний день, обед. А вот несколько свечек еще не продала. Возьмите, и вам хорошо, и мне, что встретились.

Пока рассчитывались за свечи, расспрашивали, как пройти к святым источникам, богомольная бабушка, не переставая креститься, приговаривала:

-Повезло вам, родимые, видите, люди на гору поднимаются? Акафист читать будут. И вы послушаете.

Несколько верующих – мужчины, женщины, дети, взбирались по склону. Мы устремились за ними, удивляясь, куда подевались тучи, и отчего солнце стало столь палящим, что свечи плавятся в руках. Николина гора крутая, подниматься нелегко, тем более в такое пекло. Но когда оказываешься на вершине, забываешь обо всех трудностях. Паломники снимают обувь – считается, что божественная энергия здесь идет от самой земли. Исцеляет болезни, очищает душу и мысли. Легкий ветерок, пение верующих, гранитная плита с образом Николая отражает солнечные лучи, и кажется, изображение святого источает особый свет. Время останавливается.

Жалеешь только о том, что объектив фотокамеры не способен передать и малой толики красоты, что открывается сверху. Изгибающаяся среди буйной зелени Сура, заливные луга, сады, часовенки у святых источников. Несколько деревцев, растущих на самой вершине, сплошь обвязаны ленточками. Каждый, кто поднялся на Николину гору, привязывая веревочку, загадывает желание, оставляет здесь частичку себя, чтобы вернуться вновь. Местные жители рвут растущую на горе травку. Заваривают и пьют отвар, считая его целебным. На каменистой и, кажется, совершенно неплодородной почве колосится овес. По преданию, он растет здесь с тех пор, как явился на белом коне Георгий Победоносец.

А еще все стремятся взять с горы камушек. Каждый мечтает найти кусочек известковой породы с ликом святого Николы. Такое случается, но очень редко – везет не всем, говорят, чаще всего детям.

В лесу недалеко от подножия вершины – три святых источника. Вода в каждом чистая, как слеза, необыкновенно вкусная и целебная. На родниках, которые называют “монастырскими”, устроены купальни – мужская и женская. Даже летом окунуться решается не каждый – в деревянных срубах, куда никогда не доходят солнечные лучи, вода ледяная настолько, что буквально останавливается сердце. А омыться, по традиции, надо три раза. И тогда смоются все грехи.

Выбираясь из леса, обращаем внимание на деревья, вернее, на их листья. Некоторые покрыты странным узором, напоминающим лик. Сидящий внутри нас рационалист и прагматик подает голос, напоминая, какой на дворе век, и стремится найти научное объяснение причудливым золотым изгибам на зеленой поверхности. И не находит… Внутренний голос жителя XXI столетия совсем умолкает, когда, выбравшись из леса, мы наталкиваемся на белого коня, мирно щиплющего травку у подножия Николиной горы. Развевается на ветру густая грива, и вспоминается Георгий Победоносец на белоснежном скакуне, вместе с Николаем Чудотворцем остановивший грозных татар.

Выезжаем из Сурского. На землю вновь опустилась прохлада, будто и не было этих палящих солнечных лучей, которые жгли нам спину при подъеме на вершину. День простоял пасмурным до вечера. Считается, чем тяжелее дается человеку это восхождение, тем больше грехов он снимет с себя путешествием на Николину гору. Видимо, испытание было неслучайным.

Ольга Николаева