Для решения проблемы компенсации выпадающих доходов от льготной перевозки школьников и студентов был разработан проект постановления Правительства Российской Федерации. Документ предусматривает сохранение льготной стоимости проезда для обучающихся и воспитанников государственных и муниципальных образовательных учреждений при их следовании железнодорожным транспортом и оказание им мер социальной поддержки в виде денежной компенсации за счет средств федерального бюджета.

В начале августа компания представила предложения в Министерство транспорта, которое направило их во все заинтересованные министерства и ведомства. Но на сегодняшний день Правительство РФ так и не приняло соответствующего решения. Несмотря на то, что Председатель Правительства Владимир Путин еще летом дал указание разработать соответствующий механизм компенсации проезда школьников и студентов на железнодорожном транспорте.

Напомним, что решением совета директоров ОАО «РЖД» в 2005 году был предоставлен льготный проезд в поездах пригородного сообщения и дальнего следования для студентов и школьников за счет прибыли компании. Подобные решения принимались каждый последующий год, и действие последнего из них закончилось с завершением 2007 – 2008 учебного года.

Решения о дальнейшем финансировании льготного проезда учащихся с 1 сентября в масштабе всей сети железных дорог Совет директоров ОАО «РЖД» не принимал. Поэтому, если Правительство РФ не примет постановление о льготном проезде учащихся, то с 1 сентября 2008 года проезд учащихся образовательных учреждений общего и профессионального образования на железнодорожном транспорте дальнего следования и пригородного сообщения будет производиться за полную стоимость по установленным тарифам.

В ряде субъектов Российской Федерации, в том числе, в Ульяновской области, предоставление учащимся льготного проезда в пригородном сообщении закреплено законодательно, и оформление проезда учащихся осуществляется в соответствии с условиями договора, заключенного между субъектом РФ и железной дорогой. В соответствии с принципами государственной политики РФ в сфере поддержки молодежи и, учитывая социальную значимость перевозок студентов и школьников в учебный период, субъектам РФ, у которых нет подобного договора с железной дорогой, рекомендуется его заключить, либо принять законодательный акт о предоставлении льготного проезда учащимся в пригородном сообщении. В настоящее время в зоне ответственности Куйбышевской магистрали с Самарской и Пензенской областью подписаны соглашения о взаимодействии регионов и ОАО «РЖД» на 2008 – 2010 годы. Одним из пунктов соглашения является принятие законодательного решения о предоставлении учащимся льготного проезда в пригородном сообщении на железнодорожном транспорте за счет регионального бюджета.

Общая сумма выпадающих доходов ОАО «РЖД» от предоставления школьникам и студентам льгот в 2005 году составила 1 162,3 млн. рублей (в т.ч., в дальнем следовании – 617,2 млн. рублей), в 2006 году – 1 541,1 млн. рублей (в т.ч., в дальнем следовании 726,6 млн. рублей) и в 2007 году – 1 687,2 млн. рублей (в т. ч., в дальнем следовании – 752 млн. рублей).

За первое полугодие 2008 года выпадающие доходы компании от предоставления школьникам и студентам льгот составили 1 097,1 млн. рублей (в т.ч., в дальнем следовании 459,7млн. рублей). А если льготы для студентов и школьников будут сохранены, выпадающие доходы ОАО «РЖД» во втором полугодии составят более 895 млн. рублей.

На протяжении последних лет ОАО «РЖД» неоднократно информировало Правительство Российской Федерации и Министерство транспорта о том, что на железнодорожном транспорте перевозка школьников и студентов в пригородном сообщении осуществляется на льготных условиях за счет компании. А также о том, что с отсутствием нормативных актов, устанавливающих льготы для школьников и студентов при проезде железнодорожным транспортом, у ОАО «РЖД» нет правовых оснований для предоставления данных льгот.

Компания предлагала внести изменения в Федеральный закон «Об образовании» по части предоставления льгот для школьников и студентов высших и средних специальных учебных заведений дневной формы обучения и компенсации транспортным организациям расходов из средств федерального бюджета.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1 урегулировал вопрос о предоставлении мер социальной поддержки в отношении студентов в поездах дальнего следования. В соответствии с ним издано указание МПС России №П-34у от 14.01.1993 года, которое предусматривало отмену 50% скидки для данной категории пассажиров с возмещением им затрат через образовательное учреждение. Льготы школьникам в поездах дальнего следования, а также школьникам и студентам в пригородном сообщении продолжали действовать.

В Федеральном законе №122-ФЗ данный вопрос не нашел своего решения, и Правительство Российской Федерации рекомендовало сохранить данные льготы. Решением Совета Директоров ОАО «РЖД» от 02.03.2005 года они были сохранены на 2005 год, а затем продлены на 2006, 2007 и первую половину 2008 г. за счет прибыли компании.