Массовая «утечка мозгов» из регионов в столицу ведет к интеллектуальной деградации провинции

МИХАИЛ БЕЛЫЙ

В начале сентября вчерашние выпускники российских региональных вузов вновь стройными рядами ринутся покорять Москву. Столичные работодатели даже шутят, что собеседование при приеме на работу уже впору проводить прямо на вокзалах города: от потенциальных сотрудников из глубинки во многих учреждениях нет отбоя.

Вместе с тем отток квалифицированных кадров, традиционно называемый «утечкой мозгов», имеет и оборотную, негативную сторону. По прогнозам экспертов, если этот процесс продолжится, то в ближайшие годы Москва станет едва ли не единственным общественным, научным и культурным центром в России. Попытки региональных властей удержать интеллектуальную элиту в родных пенатах, как правило, обречены на провал. Молодежь, так и не найдя на малой родине никаких перспектив, едет делать карьеру и зарабатывать деньги в Первопрестольную.

У жителя Мордовии Антона Парамонова вопрос о том, что делать после окончания вуза в родном Саранске, никогда даже и не вставал. Только поступая в университет и собираясь в будущем заниматься редакционно-издательским делом, он твердо знал, что через пять лет обязательно уедет в Москву. «Работать тут негде, и это вполне объяснимо, – рассуждает Антон в интервью «НИ». – Сами посудите: население Саранска – около 300 тысяч человек, а в Мордовском государственном университете учится 25 тысяч студентов. Понятно, что город не в состоянии принять такое число специалистов. Большинство вакансий на предприятиях уже давно заняты, и люди держатся за свою работу, поскольку и уходить-то особо некуда. Когда появляется свободное место, сразу же образуется конкурс».

По словам Антона, практически каждый год в Саранске можно наблюдать любопытную картину: спустя два-три дня после получения диплома выпускники с чемоданами в руках встречаются на городском вокзале. «Большинство моих однокурсников уже в столице, – продолжает Антон Парамонов. – Почти все ехали туда без предварительных договоренностей, но никто не вернулся обратно. Видно, все устроились и не жалуются». Да и сам Антон вроде бы всем доволен: его приняли на работу в одно из столичных издательств со стартовой зарплатой 800 долларов в месяц. Он признается, что на первых порах было тяжело: приходилось вместе с другом снимать плохенькую квартирку. Но тяготы и лишения оказались временными. Сегодня Антон живет в центре Москвы, а его месячная зарплата уже превзошла бюджет всей его семьи, оставшейся в Саранске.

Нет патриота в своем отечестве

По мнению экспертов, история Антона Парамонова типична. Прежде всего, молодежь покидает регионы по вполне объективным причинам: из-за низких зарплат, дефицита рабочих мест и отсутствия профессиональной среды, где можно было бы полноценно реализоваться в качестве специалиста. «Родной регион мне ничего предложить не смог, – говорит «НИ» выпускница Ульяновского госуниверситета Екатерина Давыдова. – Я получила два высших образования – экономическое и рекламное. Но никаких перспектив здесь нет. Сразу после выпуска мне предложили работать руководителем рекламного отдела в одной из крупных местных компаний. Но когда сказали, что десять тысяч рублей – это потолок, я ответила, что лучше поеду в Москву работать уборщицей с зарплатой пятнадцать тысяч».

Сегодня многие вузы, по сути, «работают на Москву», утверждают эксперты. «Студенты получают у нас образование, а после этого, ни дня не проработав в родном городе, прямиком уезжают в Первопрестольную, – сказал в интервью «НИ» кандидат философских наук, доцент Ульяновского госуниверситета Сергей Петров. – С одной стороны, отрадно, что наши выпускники пользуются спросом, с другой же – региональные власти даже не пытаются остановить эту стремительную утечку. Такая тенденция чревата тем, что в ближайшие годы произойдет люмпенизация населения. Все интеллектуальные «сливки» теперь оседают исключительно в столице». По мнению г-на Петрова, если раньше молодые люди стремились уехать из села в город, то теперь миграция пошла по другому пути – в мегаполис. «Многие города становятся задворками, и общая атмосфера в них неблагополучна, – констатирует собеседник «НИ». – «Обворованные» Москвой регионы превращаются в глухую деревню без будущего».

Местные власти, в свою очередь, сетуют на отсутствие патриотизма у молодежи. Недавно в регионе социологи измерили уровень любви к своему краю. Тут-то и выяснилось, что «безусловных патриотов» по отношению к своей малой родине набралось всего 40%.

Творческий кризис

«В этом году 13,5% наших выпускников уехали в Москву сразу после окончания нашего вуза, – сообщил «НИ» начальник отдела по трудоустройству и занятости выпускников Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Алексей Макаркин. – В этой тенденции не видим ничего предосудительного – мы живем в условиях рыночной экономики, поэтому никаких занавесов и преград быть просто не может. Если человек желает реализоваться в столице, это его право». Поясним, что приведенная цифра – 13,5% – это лишь те выпускники, которые уехали сразу после получения диплома, то есть не проработавшие на малой родине ни дня. Однако известно, что львиная доля молодых специалистов покидает регион спустя несколько месяцев после выпуска. В эту статистику они уже не попадают.

По убеждению экспертов, возможность реализоваться в профессиональной среде, оставаясь в провинции, сильно зависит от выбранной человеком специальности. «Люди творческих профессий просто не находят себе места в российской глубинке, – считает самарский социолог Наталья Кожина. – Мне, например, совершенно непонятно, для чего в городах, в которых есть всего один театр, ежегодно выпускать десятки актеров? Заранее ясно, что, оставаясь там, они все не смогут трудоустроиться». Москва же в состоянии предоставить им куда больше возможностей. «Если в регионе есть промышленные предприятия, то экономисты или технари имеют хотя бы какой-то шанс получить там работу и двигаться вверх по карьерной лестнице, – отмечает в беседе с «НИ» Наталья Кожина. – Но куда податься журналисту или дизайнеру – большой вопрос. Для многих из них в силу объективных причин работа в многотиражке – это предел».

Дизайнер Олег Зотов, пару лет назад уехавший в Москву из городка Сызрани Самарской области, признается, что никогда не жалел о своем решении. «На родине я делал визитки и вывески для винных магазинов, – вспоминает Олег. – Ничего другого там и не требовалось. Вопрос ведь не только в деньгах – в большинстве регионов отсутствует профессиональное сообщество как таковое. Даже посоветоваться не с кем».

По убеждению директора научно-исследовательского центра «Регион», доктора социологических наук Елены Омельченко, уговаривать молодежь остаться в родном городе – занятие бессмысленное. «Юноши и девушки полны амбиций, которые хотят реализовать прямо сейчас. Препятствовать этому, на мой взгляд, просто глупо», – заявила г-жа Омельченко «НИ».

Только не уходи

Впрочем, региональные власти все же прилагают некоторые усилия, чтобы удержать молодых специалистов. Хотя, как правило, эти попытки обречены на провал. Руководство ульяновского самолетостроительного завода «Авиастар» предложило выплачивать стипендию студентам старших курсов. Правда, взамен они должны подписать договор, по которому обязуются отработать на предприятии не менее трех лет. Увы, это ноу-хау не пользуется большим успехом: желающих попадать в кабалу из-за дополнительной тысячи рублей в месяц немного.

Есть и другие региональные инициативы. В Новосибирске, например, «утечку мозгов» надеются остановить необычным способом. Власти готовы налаживать сотрудничество с западными научными центрами, чтобы только привлечь как можно больше талантливой молодежи к работе в родном регионе. А в Самаре и Курске представители горадминистраций предлагают выпускникам вузов беспроцентные ссуды на жилье. Правда, насколько действенны такие меры, еще большой вопрос, поскольку регионы по-прежнему не в состоянии конкурировать с Москвой.

«Проблема «утечки мозгов» состоит из нескольких пластов, – рассказал «НИ» руководитель отдела социально-политических исследований аналитического центра Юрия Левады Борис Дубин. – Во-первых, современное российское общество отличается упрощенной структурой, в которой присутствует один центр, а все остальное – периферия. Именно поэтому мы до сих пор страдаем такой социальной болезнью, как провинциализм». Вместе с тем, по словам эксперта, исследования показали, что огромное количество жителей глубинки вообще не воспринимают Москву как часть России. «Москва для них – это какое-то особое порождение, живущее отдельной жизнью», – добавляет г-н Дубин.

Город как предчувствие

Сложившаяся с распределением по стране специалистов ситуация в ближайшие годы будет только усугубляться. Таковы неутешительные заключения экспертов. «Утечка мозгов» из регионов в столицу не только не остановится – молодежь будет штурмовать Белокаменную с еще большим усердием. И недавние государственные инициативы могут стать лишь катализатором этого явления. В частности, грядущее сокращение числа вузов в стране неизбежно заставит абитуриентов стягиваться в Москву. И понятно, что человек, проучившийся пять лет в столице, обратно домой уже вряд ли вернется.

«Москва стремительно отрывается от других регионов по качеству жизни, – отметил в интервью «НИ» заведующий Центром социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Сегодня самые способные люди стараются уехать в столицу, но это проблема не Москвы, а именно провинции, которая теряет специалистов. Многие края и области России не могут похвастаться инвестиционной привлекательностью, туда не идет большой бизнес, а следовательно, нет и денежных вливаний. По-другому же удержать людей просто невозможно». Модель, при которой население концентрируется в крупных городах, по мнению Евгения Гонтмахера, свойственна прежде всего странам третьего мира. «В Китае и Бразилии, например, люди просто рвутся в столицы, но это, безусловно, временная фаза развития, – отметил г-н Гонтмахер. – Правда, для того, чтобы ситуация изменилась, должна пройти целая эпоха».

Психологи, в свою очередь, полагают, что для многих россиян, родившихся в провинции, столица является тем идеалом, в котором может быть найден смысл всей их жизни. «С Москвой связана целая философская концепция, – объяснил «НИ» психолог Павел Пономарев. – Некоторым людям важен сам факт нахождения в столице, ведь от одного этого повышается их самооценка. Такие люди готовы жить в съемном жилье, плохо питаться, но они твердо верят в то, что когда-то обязательно добьются успеха. В этом заключается так называемая русская мечта.