С уходом теплого лета снова пришла холодящая души проблема городского пассажирского автотранспорта. Неожиданно ее подняли сразу несколько СМИ. Официальная областная газета во вторник, говоря о необходимости пополнения автобусного парка, почему-то отметила, что «руководству города уже стоило бы более жестко спросить с тех, в чьей зоне ответственности находятся эти вопросы». Вчера газета «ШОК» отметила, что «пассажирские перевозки внутри города – прерогатива его властей» и «губернатор вынужден был заявить публично мэру Ермакову, что если мэрия не заключит с ПАТП-1 необходимые договоры, то региональные власти создадут свое транспортное предприятие, которое будет обслуживать исключительно внутриобластные маршруты, а перевозки пассажиров в Ульяновске полностью лягут на плечи городских властей». Когда об этом заявлял губернатор – не известно. Однако если учесть, что на тему автобусов почти одновременно заговорили на двух телеканалах и в трех газетах, близких к областному правительству, то это уже называется тенденцией.

Спору нет – давка на проезжей части и в автобусах расплющила уже всех, и проблема требует решения уже много лет. Как не раз заявлял сам губернатор, один из главных путей решения – закупка автобусов большой вместимости. Только дело в том, что изначально автобусные пассажирские перевозки относились к «зоне ответственности областных властей», а все пассажирские АТП – к областной собственности. «Ульяновск никогда в жизни не имел автобусного транспорта, – сказал первый заместитель мэра Александр Букин. – Всем этим всегда занимался субъект Федерации».

Средства на закупку новых автобусов и дотацию выпадающих доходов тоже шли из областного бюджета. Не раз областные чиновники заявляли, что и регулирование тарифов в городских автобусах – их прерогатива. И, несмотря на то, что согласно федеральной транспортной стратегии государство должно уйти из сферы пассажирского автотранспорта, Сергей Морозов не раз отмечал, что пассажирский автотранспорт останется в ведении областной власти.

Теперь из трех АТП осталось одно. Для него область закупала автобусы и ему компенсировала из областного бюджета выпадающие доходы, связанные с перевозками льготников. Но, судя по всему, теперь областное правительство намерено эти заботы отдать городу.

И.о. областного министра транспорта Андрей Тюрин частично подтвердил эту информацию. «То, что губернатор ставит задачу мэрии рассмотреть вопрос заказа городских перевозок у АТП-1 – на самом деле такое поручение есть, и это входит в канву нормальной организации транспортного обслуживания города», – сказал Тюрин. По его словам, «вопрос заказа» подразумевает, в том числе, и компенсацию предприятию убытков за провоз льготных категорий пассажиров.

Как это получится, когда в небогатом городском бюджете на это не выделено ни копейки, не известно. Сохранятся ли в таком случае обязательства области по закупке автобусов большой вместимости, тоже вопрос. Между тем в прошлом году областное правительство брало на себя обязательства закупить до 2012 года 259 автобусов, большая часть из которых должна была выйти на маршруты Ульяновска.

И.о. руководителя областного минтранса, правда, обнадежил, что «сегодня никто город не бросит и не оставит его без ПАТП-1». Однако исполнительный директор объединения частных перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко полагает, что таким образом «идет информационная обработка общественного мнения в связи с подготовкой ПАТП-1 к приватизации». При этом власти, по мнению Сидоренко, не доводят до горожан и участников транспортного процесса достоверной информации. Представитель частных перевозчиков отмечает, что частники могли бы закупать автобусы большой вместимости и создавать свои АТП, что давно необходимо, если бы были уверены в своем будущем и знали, что хочет областное правительство. Они не раз просили отдать им разваливающиеся АТП. «Мы давно предлагали построить четкую стратегию реформирования пассажирского автотранспорта, чтобы знать, что ждать в будущем от властей, – говорит Сидоренко. – Но ее так и нет. Такое подозрение, что у них есть в этом свои интересы».

Сергей Титов