К началу нового учебного года

25 июля исполнился год со дня опубликования в “Российской Газете” Федерального Закона N 194 от 21 июля 2007 года “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования”.

4-ой поправкой этого ФЗ устранена последняя формальная причина многолетнего нефинансирования государственной гарантии для несовершеннолетних на бесплатные учебники в школе, а именно: в подпункте 6.1 статьи 29 ФЗ «Об образовании»: слова о финансировании “расходов на учебные пособия” заменены словами “расходов на учебники и учебные пособия”.

Федеральный закон N 194 от 21 июля 2007 вступил в законную силу с 1 сентября 2007 года.

Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия находится в компетенции субъектов Российской Федерации (ст.29 ФЗ «Об образовании»).

Т.е. к 1 сентября 2007 года региональные нормативные акты, в т.ч. и бюджет области на 2007 год, должны были быть приведены в соответствие с федеральным законодательством. Времени для этого было достаточно: с 25 июля до 1 сентября – более месяца.

Проект ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» был рассмотрен и поддержан Законодательным собранием области ещё 26 апреля 2007 года.

Т.е. никаких принципиальных проблем (финансовых, технических или иных) в реализации этого закона на территории региона на 26.04.2007 года не было.

С 26.04.2007 по 25.07.2007 года должны были быть подготовлены проекты изменений действующих региональных нормативных актов, разработан механизм реализации этого закона.

Ну а как же выполнялся этот закон фактически?

a) в регионе в целом:

«…в прошлом учебном году средства на закупку учебников были выделены только в 12 муниципальных образованиях…» – заявил 25 августа этого года министр образования Ульяновской области Олег Мидленко в рамках брифинга по вопросам обеспечения детей учебной литературой. (Сообщение для СМИ пресс-службы Губернатора и Правительства Ульяновской области , 26 августа 2008г.)

Надо понимать, что в остальных муниципальных образованиях не было ни одной школы, готовой к обеспечению полноценного учебного процесса в 2007-2008 учебном году.

b) в Ульяновске (как пример муниципального образования, где «средства на закупку учебников были выделены»):

Из представления прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска об устранении нарушений действующего законодательства Главе администрации-мэру муниципального образования г. Ульяновск Ермакову С.Н. от 01.11.07 №21-02-07.

(ЦИТАТА) “…в муниципальном образовании «г.Ульяновск» нарушаются требования ст.43 Конституции РФ и ст.5 Федерального закона «Об образовании», в которых отражено, что государство гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Так, например, при проведении проверки установлено, что МОУ Гимназия №79 на 2007 год выделило 39546 рублей 50 копеек на приобретение учебников для 36 малообеспеченных учащихся. Для обеспечения всех учащихся гимназии бесплатными учебниками необходима сумма в размере 1067555 рублей, что превышает всю смету доходов, выделяемых в виде областных субвенций (без зарплаты).

Библиотечный фонд МОУ Гимназии № 79 составляет 3300 экземпляров художественной литературы, 1605 экземпляров учебников, из них в 2007 году приобретено 446 экземпляров учебников для детей из малообеспеченных семей.

Обеспечение учебной литературой учащихся МОУ Гимназия №79 составляет лишь 5%, а остальная потребность в учебниках 95% обеспечивается за счёт средств родителей.

Также при проведении проверки установлено, что МОУ Гимназия №79 находится в статусе гимназии с 25.05.01, до этого была начальной школой. При переходе в статус гимназии и в последующие 5 лет со стороны местного бюджета не было получено никакого учебного и другого оборудования, кроме мебели для кабинета физики и кабинета информатики.

Указанный пример отражают реальную ситуацию во всех общеобразовательных учреждениях города. Из-за недофинансирования мэрией города Ульяновска нарушаются права несовершеннолетних на получение образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 22, 24 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

Т Р Е Б У Ю :

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению вышеуказанных нарушений норм действующего законодательства и неукоснительному соблюдению данных норм в дальнейшей работе.

2. Решить вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних и их родителей, к дисциплинарной ответственности… ” (КОНЕЦ ЦИТАТЫ)

Из вышеизложенного видно, что финансирование учебников и учебных пособий в школах в прошлом учебном году не было обеспечено. Даже если бы директора школ израсходовали все 10 % субвенций на материально-техническое обеспечение школы (90% субвенций по региональному закону идут на зарплату) только на учебники, обеспечить всех учащихся учебниками было не реально.

А теперь цитата из ответа мэра на представление прокурора:

“…В 2007 году большинство образовательных учреждений заявило о предоставлении ими платных дополнительных образовательных услуг, тарифы на которые были утверждены городским комитетом по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска. Указанная услуга позволит привлечь дополнительные финансовые средства, в том числе и на приобретение учебников. Соответствующие рекомендации были доведены до руководителей образовательных учреждений и их выполнение взято на контроль.

Проблема обеспеченности образовательных учреждений бесплатными учебниками в связи с принятием федерального закона № 194-ФЗ от 21 июня 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с установлением обязательности общего образования», находится на постоянном контроле Главы города и заместителя, курирующего вопросы образования.

Мы благодарим Вас за внимание, которое Вы проявляете к проблемам образовательных учреждений г. Ульяновска. Наше сотрудничество поможет ускорить их решение.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание…” (конец цитаты)

Надо понимать, что теперь “бесплатные” учебники планируется приобретаться за счёт средств от платных дополнительных образовательных услуг, оплатить которые будут должны родители. Причём на учебники пойдёт только часть платы и, следовательно, стоимость приобретения “бесплатных ” учебников существенно возрастёт.

Финансирование государственной гарантии на бесплатное образование несовершеннолетних (выполнение около 5%) и государственной гарантии на зарплату регионального чиновника от образования – сейчас 2300 руб. согласно Трудовому Кодексу – (выполнение около 1000%) производится из одного источника: областного бюджета.

Коэффициент дискриминации несовершеннолетних: К=1000/5=200.

И это для муниципальных образований, в которых «средства на закупку учебников были выделены».

Что-то не слышно в последнее время заявлений по этой проблеме созданных у нас многочисленных организаций по защите прав несовершеннолетних, как государственных (прокуратура, департамент соцзащиты населения), так и общественных ( родительский комитет, комитет отцов, комитет матерей и т.д. и т.п.).

А теперь цитата из В.Высоцкого:

«ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?»

Уж не ушли ли они на содержание многочисленной армии защитников?

И, в заключение, цитата из “Российской газеты” (Центральный выпуск №4740 от 29 августа 2008 г.):

«…По словам представителей Генпрокуратуры, прокуроры намерены решительно пресекать факты незаконного взимания денежных средств и возложения иных противоправных обязанностей на учащихся и их родителей. Прокурорам субъектов Федерации поручено усилить надзор за соблюдением требований законодательства и прав граждан в сфере образования» (КОНЕЦ ЦИТАТЫ).