«У хорошего хирурга должен быть глаз орла, сердце льва и руки женщины», – вот так кто-то из мастеров словесности определил суть одной из самых сложных отраслей медицины. Гостья этой страницы – хирург от Бога, основательница детской хирургии в Ульяновске и области, Валентина Ивановна Иванова – на этой неделе отметила свой юбилей, ей исполнилось 90 лет.
Специальность «заурядврач»
Вот в таком звании в 1941 году были призваны на фронт студентки предпоследнего курса Куйбышевской медицинской академии. Отсутствие высшего образования – вот причина такого неказистого звания. А работать пришлось с полной отдачей сил действующим хирургом в медсанбате 380-й стрелковой дивизии.
– Сначала страшно было, – говорит Валентина Ивановна. – А потом привыкли, жизни бойцов надо было спасать.
Калинин, Орел, Курск – этими маршрутами прошла вместе с солдатами и командирами хрупкая девушка, хирург санитарно-медицинского батальона. Не было в ее жизни расхожей фразы «война все спишет», хотя на статную красавицу заглядывались товарищи командиры, и предложения стать «походно-полевой женой» имели место быть. Настоящую любовь на всю жизнь она встретила на фронте, в своем медсанбате. Судьба свела их в первый раз, когда он читал лекции студентам перед войной, и во второй навсегда- на фронте.
В 1943-м она уехала в тыл рожать дочь, а он был направлен в Югославию к партизанам Иосифа Броз Тито. Для военврача Иванова война еще не окончилась.
«Мамочка»
В 1948 году муж Валентины Ивановны был назначен главным врачом ульяновской областной больницы, сама она к этому времени окончила пятый курс мединститута в Башкирии, имела пятилетний опыт практикующего хирурга и приступила к своей любимой работе.
– В то время главным хирургом области был Борис Тимофеевич Фролов, который предложил мне заниматься детской хирургией. «Вы детей любите, – сказал он мне, – приступайте». В 1967 году я уже открыла 40-коечное отделение и стала главным детским хирургом области. Открывали койки в районных больницах.
Больные говорили, что у нее легкая рука, светила медицины в высших сферах высоко ценили ее врачебный талант и мастерство, а коллеги за умение поставить работу и открытый душевный характер прозвали «мамочкой».
Она и вправду была им и старшим другом, и заботливой матерью.
В день юбилея приходили и звонили уже повзрослевшие и постаревшие ее питомцы, ныне сами – маститые врачи. Но о возрасте не говорили, собрались соратники, коллеги и друзья. Это ли не счастье?
«Как Бог прикажет»
Если честно говорить, то встречи с долгожителями всегда вызывают некоторые сомнения и опасения неосторожным словом, затянувшимся визитом нарушить покой, расстроить здоровье очень пожилого человека.
Когда вышла к нам высокая, стройная седовласая красавица,
слова как-то пропали вдруг. Подумалось: так не бывает. Бывает, оказывается!
До семидесяти двух лет Валентина Ивановна оставалась действую¬щим хирургом. Только после этого ушла на так называемый «заслуженный отдых». Хотя и сегодня слово «отдых» к ней не вяжется. В ее комнате помимо необходимой для уюта обстановки стоит рабочий письменный стол. Совет ветеранов, встречи со школьниками, кипа газет – Валентина Ивановна держит руку на пульсе современной жизни. Телевизор у нее – не в чести, особенно столь популярные нынче боевики. Человеку, прошедшему войну, эти искусственные «страшилки» неинтересны. Бывшая спортсменка предпочитает спортивные программы.
– Поделитесь, – попросила я, – в чем секрет молодости Вашей?
– А нет никакого секрета, – ответила она. – Я ведь очень много перенесла в жизни, и болезней в том числе. Но не жаловалась никогда. Сестрички в больнице после операции подойдут укол сделать, знают, что больно, отправляла обратно -перетерплю. Я по жизни – оптимист и живу в любви и с любовью. Муж
ведь умер рано, сказались фронтовые раны, живу с дочерью, радуюсь внукам и правнукам, они у меня замечательные, талантливые, светлые ребята. Они меня очень любят, а мне интересна их жизнь, и это меня поддерживает и прибавляет оптимизма. Так что все у меня хорошо.
Прощаясь, мы пожелали Валентине Ивановне крепкого здоровья и долгих-долгих лет жизни. «Это уж как Бог прикажет!» – рассмеялась именинница.
Прикажи ей, Господи, жить, пожалуйста!
Галина Антончик