Ольга Попова, редактор отдела политики журнала «Эксперт Волга».

Еще несколько лет назад Ульяновск относился к самым неблагополучным городам России. Теперь ситуация постепенно улучшается. И амбициозная цель губернских и городских властей – превратить Ульяновск в красивый и удобный современный город – уже не выглядит маниловщиной

Ульяновск — один из городов, возникших как крепости на Волге. Тогда он назывался Симбирском и был призван защищать рубежи московского государства, однако большой роли не играл. Но после расширения Московии на восток крепость теряет военное значение и превращается в купеческий городок. Неподалеку от него размещались имения российской знати, среди них — Николая Карамзина. Это дает право современным ульяновцам называть себя земляками знаменитого историка и писателя. Еще в середине позапрошлого века здесь была открыта Карамзинская публичная библиотека, одним из читателей которой стал юный гимназист Владимир Ульянов. На этом здании по сей день находится памятная доска с профилем Ильича.

Здесь родился Ленин

Семья будущего вождя мирового пролетариата поселилась в Симбирске в 60−х годах 19 века. Тогда история свела здесь двух ключевых деятелей русской революции — Владимира Ульянова (Ленина) и Александра Керенского. Ульянов и его старший брат Александр – впоследствии неудачливый цареубийца, не избежавший казни, – учились в гимназии, которой руководил отец будущего главы Временного правительства – Федор Керенский.

Известно, что брату казненного революционера – Владимиру Ульянову – не хотели давать золотую медаль, но директор гимназии презрел распоряжения свыше и оценил по заслугам учебные успехи сына своего уже покойного на тот момент друга Ильи Николаевича Ульянова. Однако Владимира Ульянова и Александра Керенского это все же не сблизило, и в 1917 году они вступили в отчаянную схватку за власть, из которой вождь мирового пролетариата вышел победителем, а Керенский был вынужден бежать из страны, по распространенной, но лживой легенде — в женском платье.

О Керенском в Симбирске забыли и не вспоминали долгие годы, а вот культ личности Ленина принял в его родном городе поистине шокирующий масштаб. Хотя сам политический лидер свою родину, судя по всему, не особенно любил и никогда не стремился туда вернуться, предпочитая или проживание за границей, или пребывание в российских столицах. Но еще в 1918 году, после выстрела, приписываемого Фанни Каплан, красно­гвардейцы преподнесли взятие Симбирска у белых как подарок вождю к выздоровлению (если он уже выздоравливал или выздоровел, то все правильно. А если в начале болезни, то нет).

После смерти Ленина город переименовали в его честь. Здесь был создан огромный музей памяти основателя советского государства. До сих пор там представлена довольно интересная экспозиция – личные вещи семьи Ульяновых, а также копия кабинета Ленина в Кремле.

Завершая рассказ об известных политиках родом из Симбирска, нужно упомянуть также однокашника Ленина – Александра Наумова, министра земледелия в царском правительстве в 1915−1916 годах. Впоследствии, уже в эмиграции, он дал высочайшую оценку способностям и уму своего бывшего друга.

Коммунисты принесли городу проблемы

Статус родины Ильича в свое время обеспечивал городу процветание. Жители Ульяновска припоминают, что после празднования юбилея — 100−летия со дня рождения Ленина, — городские улицы сверкали особой чистотой и были нарядны как никогда. Родина вождя мирового пролетариата и снабжалась значительно лучше, чем соседние регионы. Но начало перестройки оказалось для города катастрофой. Комментаторы объясняют это тем, что местным коммунистам удалось сохранить контроль над губернской политикой. Губернатор Юрий Горячев превратил область в «заповедник коммунизма»: даже в середине 90−х некоторые продукты там по-прежнему выдавались по талонам, чего не было в других российских регионах. Это вызывало у федеральных властей неприязнь к Горячеву, и о помощи из российской казны ульяновцам пришлось забыть.

Большинство предприятий, расположенных на территории областной столицы, встали, и жители оказались на грани нищеты. Ульяновск тех лет пользовался дурной славой. В поисках выхода из тупика жители сделали ставку на военного — героя первой чеченской войны генерала Владимира Шаманова. Однако бравый военный так и не справился с экономическими проблемами региона.

«Ульяновск тех лет страшно вспоминать. Грязный, заброшенный – не было даже урн и скамеек, — рассказывает одна из жительниц, ныне работающая в областном правительстве. — На весь Ульяновск — два ресторана, куда могла пойти только местная элита. Молодежи, студентам совершенно негде было встречаться, общаться».

За время губернаторства нынешнего главы региона Сергея Морозова обстановка в городе заметно улучшилась. В Ульяновске появились торговые центры, кафе. Улицы убираются, появляются памятники — некоторые из них, правда, экзотичны, но все равно интересны. Так, неподалеку от центральной площади есть фигурка симпатичного кота, почему-то ярко-синего цвета. Есть также «денежное дерево», памятник букве «ё». Местные жители иногда злословят, что памятников даже слишком много, но соглашаются с тем, что губернские и городские власти просто стремятся как можно быстрее придать городу красивый вид и потому теряют чувство меры. А вот справиться с одной из главных российских проблем – дорогами – пока не удалось. И на то есть причины.

Ульяновск расположен на двух берегах Волги. Левая, так называемая Заволжская часть города – это рабочие районы, в которых сосредоточено множество заводов. Правая –историческая часть города с его основными достопримечательностями, где обосновалось правительство. Именно она славится своими красотами — здесь расположен знаменитый «Венец», место, откуда открывается великолепный вид на Волгу. Дорога оттуда вьется, как горный серпантин. В правобережье скоро появится горнолыжная трасса, и Ульяновск станет единственным в России крупным городом, имеющим на своей территории такую достопримечательность.

Но переехать мост, связывающий два берега Волги – настоящее испытание. Машины в пробках перед мостом могут стоять полтора-два часа, а то и больше, да и дальше продвигаются медленно. Неслучайно тех, кто все же сумел добраться до правого берега, ждет огромный рекламный баннер: «Устал стоять в пробках? Покупай квартиру в Правобережье». Признаться, даже гостей города суровая правота этой рекламы вгоняет в ступор.

Но наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки. Неподалеку от старого моста, который, по сообщениям местных СМИ, попросту разваливается – в нем образовалась большая дыра, прикрытая лишь куском железа, – сейчас строится новый мост. Его возведение началось более полутора десятилетий назад, но вскоре было заморожено из-за отсутствия средств. Теперь власти надеются, что мост удастся построить уже в следующем году, поскольку проект получил поддержку из федеральной казны. А значит, транспортная проблема будет решена.

Загадка имени

Но вот другая проблема – как называться Ульяновску, – оказалась, как ни странно, еще сложнее. Немалая часть населения настроена критически к деятельности Владимира Ульянова-Ленина и не хотела бы жить в городе, названном в его честь. Еще экс-губернатор Владимир Шаманов на полном серьезе предлагал переименовать город в Обломовск – в честь героя романа Ивана Гончарова, уроженца Симбирска, память которого очень чтут в Ульяновске – так, именем писателя тут названа центральная улица. Но это предложение отвергли как чересчур экстравагантное. Ведь главным качеством Обломова, как известно, была лень. В Ульяновске даже поставлен памятник лени в виде огромного дивана. Однако подобные ассоциации никак не подходят для перспективного и активно развивающегося города.

Нынешний мэр Сергей Ермаков настаивает на возвращении столице региона исторического названия – Симбирск. Но, как показывают данные социологических опросов, поддержкой его инициатива не пользуется. Ульяновцы проявляют практичность: памятуя о многочисленных проблемах, сопровождающих обычно переименования, они избегают идеологических баталий. Хотя вопрос еще не решен, но не исключено, что в итоге город все же будет переименован.

Реальное же благополучие жителей Ульяновска от имени, конечно, не зависит. И без того сегодня очевидно, что кризис в городе миновал. Как отмечает Сергей Васин, руководитель департамента инвестиций правительства губернии, еще три года назад вполне серьезно обсуждалась возможность раздела Ульяновской области между Самарской и Татарстаном. То есть было под вопросом само право ее существования как самостоятельного субъекта федерации.

Подобная участь больше региону не грозит: его экономическое состояние заметно улучшилось. Власти не испугались трудностей, смогли найти выход из тупика. «Родина Ленина» все меньше тоскует по коммунистическому прошлому. Сегодня у нее есть все шансы стать процветающим регионом современной России.

Ульяновск — Самара