Министру образования РФ Фурсенко А.А.

От родителей учащихся МОУ СОШ №23 г.Димитровграда Ульяновской области (г.Димитровград,

Обращаются к Вам жители небольшого города Димитровграда Ульяновской области. Мы, родители учащихся муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №23 г.Димитровграда (далее МОУ СОШ №23), просим Вас оказать нам помощь в сохранении нашей школы.

В настоящее время курс нашего Президента и Правительства направлен на то, чтобы в соответствии с законом «Об утверждении федеральной программы развития образования» не только сохранить систему образования, но и развить систему образовательных учреждений различных форм, типов и видов, В нашем же городе все с точностью наоборот. На протяжении последних 5 лет быстрыми темпами идет процесс ликвидации школ. Если не получается официально ликвидировать, то школы искусственно под видом реорганизации фактически ликвидируется. Либо действует другая схема, которую в очередной раз применяет Администрация нашего города, являющаяся учредителем школ и имеющая широкие полномочия в связи с этим, но теперь в отношении МОУ СОШ №23.

Предельная численность обучающихся в данной школе, согласно лицензионным нормам, составляет 960 человек в смену. В истекшем учебном году занималось 666 детей. Во вторую смену занимаются, как правило, группы продленного дня, работают кружки, секции, а также обучаются дети из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних с приютом – дети, зачастую изъятые из неблагоприятных семейных условий, педагогически запущенные, нуждающиеся в дополнительной опеке, заботе и психологической поддержке. Кроме них во вторую смену обучаются также дети, находящиеся в санатории-профилактории «Березка». Таким образом, школа заполнена в пределах лицензионных норм. При этом малокомплектной, ущербной, бесперспективной она не является. Из анализа коэффициента успеваемости детей следует, что МОУ СОШ №23 занимает среди 18 других общеобразовательных учреждений города 1-6 место, опережая такие учреждения, как лицей, гимназия.

Кроме того, что в МОУ СОШ №23 добросовестно и профессионально ведется образовательный процесс, учащимся также прививается чувство гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Следствием надлежащей профилактической работы с детьми является тот факт, что на протяжении последних 5 лет учащимися МОУ СОШ №23 не было совершено ни одного правонарушения либо преступления и ни один учащийся учреждения не состоял на профилактическом учете в каком-либо органе (милиция, КДН и т.п.).

МОУ СОШ №23 находится в микрорайоне, где согласно Генеральному плану будут возводиться жилые дома, а также надстраиваться дома из старого фонда, то есть ожидается увеличение числа населения, в том числе детского. Также по статистическим данным наблюдается демографический рост.

Таким образом, какие-либо основания для ликвидации МОУ СОШД №23 отсутствуют.

Однако Управлением образования администрации г.Димитровграда под видом оптимизации сети образовательных учреждений города разработан план, в соответствии с которым путем слияния реорганизовываются 4 учреждения дополнительного образования и 6 общеобразовательных учреждений. Соответственно из них образуются 2 учреждения дополнительного образования, 2 лицея и 1 начальная школа.

Результатом необдуманных действий Управления образования стало то, что объединив 2 лицея в один, многопрофильный университетский лицей (далее – МПУЛ) оказался переполненным.

В соответствии со ст. 32 Закона к компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное формирование контингента обучающихся в пределах оговоренной лицензией квоты.

Согласно лицензии, полученной МПУЛ 28.09.2005, предельная численность контингента обучающихся составляет 1 120 человек в смену.

Вместе с тем в 2007-2008 учебном году в лицее обучалось всего 1 333 несовершеннолетних, что является нарушением лицензионных требований к условиям осуществления образовательного процесса. Подобная ситуация сохраняется на протяжении ряда последних лет.

Более того, превышение допустимой наполняемости образовательного учреждения привело к тому, что дети и течение 2007-2008 учебного года вынуждены были заниматься в две смены, в то время как в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену (п. 2.9.8 СанПиН 2.4.2.1178-02). Вследствие чего нарушаются также гигиенические требования к расписанию уроков, поскольку дети занимаются во второй половине дня, а не в период с ‘ 0-00 до 12-00, на который приходится биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста и отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Согласно п. 1 Типового положений лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научною профиля и вправе, но не обязано реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования и при наличии надлежащих условий.

В п. 25 Типового положения об общеобразовательном учреждении (далее – Типовое положение) указано, что количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости не только от числа поданных заявлений граждан, но и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства, не имея должных условий для качественного образовательного процесса, администрация лицея искусственно увеличивает численность учащихся, приводя к нарушению прав несовершеннолетних на получение образования, отвечающего требованиям законодательства об образовании. Неисполнение администрацией МПУЛ указанных требований законодательства при формировании контингента обучающихся привело к тому, что качество образования в лицее в ряде случаев не соответствует предъявляемым федеральным законодательством требованиям.

Так, коэффициент успеваемости учащихся МПУЛ в течение 2006-2008 г.г. неуклонно снижается. Число неуспевающих учащихся также является высоким. Например, по итогам 1 четверти 2007-2008 учебного года 42 ребенка (10%) среди 6-9 классов отнесены к данной категории, из 676 учащихся указанных классов 7 закончили с тремя и более оценками «2», 26 (наибольшее количество среди всех общеобразовательных учреждений города) – с одной «двойкой».

Результаты предэкзаменационной контрольной работы, проведенной в апреле 2008 года, свидетельствуют о том, что качество знаний и степень обученности соответствуют требованиям государственного стандарта уровня лицея лишь в 9 «А» классе, в 9 «Б» и 9 «В» не соответствуют, в 9 «Г» и 9 «Д» «соответствуют в основном».

По результатам репетиционного ЕГЭ по математике в 11 -х классах видно, что лишь в трех классах качество знаний и степень обученности соответствуют требованиям государственного стандарта уровня лицея, в двух – «соответствуют в основном», в четырех -не соответствуют. Подобная ситуация сложилась по большинству учебных предметов. И это при том, что при зачислении в лицей учитываются, кроме желания учащегося, результаты итоговой аттестации (отметки по профильным предметам), средний бал аттестата, портфолио учащегося, рекомендации психолога и Совета лицея, то есть дети принимаются на конкурсной основе.

Кроме того, переполнение школы способствует ухудшению криминогенной обстановки как в учреждении, так и по городу.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» общеобразовательные учреждения общего образования оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Следствием того, что коллектив МПУЛ не может осуществлять качественную профилактическую работу со всеми учащимися МПУЛ ввиду их большего, чем предусмотрено лицензией, количества, стало то, что факты совершения ими преступлений и правонарушении стали предметом частого рассмотрения данных вопросов на различных совещаниях, собраниях и даже в судебном заседании. Причем антиобщественные деяния совершают учащиеся различного возраста и зачастую из благополучных семей.

А драки между учащимися МПУЛ, происходящие в стенах учреждения во время образовательного процесса, стали предметом рассмотрения даже судебных процессов и взыскании ущерба с администрации лицея в пользу несовершеннолетних и их родителей.

Администрация города не ограничившись содеянным решила пойти дальше.

В настоящее время решается вопрос о реорганизации путем слияния МОУ СОШ №23 и МПУЛ, в результате чего согласно вышеуказанного плана вместо МОУ СОШ №23 будет начальная школа при МПУЛ.

Начальником Управления образования Администрации г.Димитровграда 23.04.08 издан приказ, согласно которому во исполнение вышеуказанного плана был запрещен прием детей в МОУ СОШ №23 в целях высвобождения учебных помещений для учащихся МПУЛ, чем были нарушены права детей, желающих обучаться в данной школе и их законных представителей, которые согласно федеральному законодательству вправе выбирать образовательное учреждение для своего ребенка и форму обучения.

После того, как началось волнение среди родителей, учителей, даже детей, начальник Управления образования отменила спой незаконный приказ, но действовать стали исподтишка.

Директор МОУ СОШ №23, на которого было оказано давление со стороны начальника Управления образования, обратился с письмом к руководителю Комитета по управлении имуществом города – собственнику имущества школы, с просьбой изъять из оперативного управления МОУ СОШ №23 и передать в оперативное управление МПУЛ 14 кабинетов: кабинет географии, кабинет информатики, кабинет домоводства, кабинет музыки, кабинет директора, его приемной, учительской, ряд рекреаций переоборудовать под кабинеты.

Никто из руководителей не задумался, что нельзя лишать МОУ СОШ №23 указанных кабинетов по следующим основаниям.

Согласно п. 2.3.9 СанПиН 2.4.2.1178-02 использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам допускается только в сельских общеобразовательных учреждениях при малок наполняемости классов. Таким образом, кабинеты географии, информатики, домоводства, музыки нельзя освободить за счет перемещения оборудования из них в кабинеты, уже используемые по другим учебным дисциплинам.

Кабинеты директора, приемной и учительской также должны иметься в МОУ СОШ №23 – где-то же должен располагаться преподавательский состав в перерывах между уроками.

Переоборудование рекреаций под кабинеты тоже является нецелесообразным и к тому же нарушает законные права и интересы детей. Ведь согласно п. 2.3.21 СанПиН 2.4.2. И 78-02 при строительстве и реконструкции современных общеобразовательных учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального типа. Поэтому перекрывать уже имеющиеся рекреации противоречит здравому смыслу.

Более того, рекреации имеют особое предназначение. Согласно п. 2.9.7 СанПиН 2.4.2.1178-02 в оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения, биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активисту обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения, в том числе в приведении гимнастики до учебных занятий, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне. И рекреации как раз служат местом для подвижных игр детей на переменах.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ собственник вправе изъять неиспользуемое, используемое не но назначению, излишнее имущество. Таким образом, указанные помещения фактически используются МОУ СОШ №23 для достижения поставленных задач, в связи с чем не могут быть изъяты собственником и переданы и оперативное управление МПУЛ.

Однако Администрация г.Димитровграда этого понимать не желает. Мы, родители учащихся МОУ СОШ №23 уже обращались в Законодательное собрание Ульяновской области, но соответствующих мер принято не было, поскольку инициативу с реорганизациями образовательных учреждений также поддержала министр образования Ульяновской области Девяткина Т.В. Данные мероприятия мотивируют тем, что объединение нескольких образовательных учреждений в одно способствует экономии бюджетных средств. Но какой ценой данная экономия достанется, никто не желает, проанализировать. Ведь реконструкция помещений МОУ СОШ №23 для учащихся МПУЛ обойдется бюджету более чем в 1,5 млн.руб. Кроме того, объединяя школы, убавляя площади для занятий, чиновники вынуждают детей заниматься в две смены, тем самым игнорируя требования федерального законодательства, направленного на устранение данного недостатка – занятий в несколько смен. К тому же переполнение школ не способствует улучшению состояния здоровья наших детей.

Более того, законодательством предусмотрена оптимизация сельских школ, но не городских.

Какая речь может идти о приоритете мер, направленных на защиту детства, семьи, обеспечение гарантированных Конституцией РФ прав на полноценное образование, если в связи с вышеуказанными событиями «лихорадит» педагогический коллектив МОУ СОШ №23. родителей, детей. Никто не уверен в завтрашнем дне – буду ли я учиться в любимой школе, останусь ли я работать в школе, которой отдано немало сил и времени – вопросы остаются открытыми.

Вместо того, что укреплять и развивать сеть имеющихся образовательных учреждений, Администрация нашего города необдуманно разрушает ее. В нашей стране очень много прекрасных Законов, Постановлений, Указов, направленных на улучшение состояния жизни граждан, защиту прав и интересов детей. К сожалению, зачастую чиновники на местах игнорируют требования законности и не всегда руководствуются принципами целесообразности, решая судьбы детей.

Просим Вас вмешаться в процесс завуалированной ликвидации МОУ СОШ №23 и других общеобразовательных учреждений нашего небольшого г.Димитровграда, поскольку органы власти Ульяновской области в этом не видят проблемы и поэтому решать ее не желают. Только Вы в состоянии помочь нам и нашим детям. Заранее благодарны.

Председатель родительского комитета МОУ СОШ №23 г.Димитровграда Ульяновской области – Светлана Михайловна Бизина.