Юрий Сахаров, научный редактор журнала «Эксперт Волга».

В советские времена Ульяновскую область крепко поддерживал статус родины коммунистического вождя Ульянова-Ленина. Символом самоизоляции региона от рыночных преобразований стал мост через Волгу, который с 1986 года никак не могут достроить. Впрочем, энергия, с которой местные власти сегодня привлекают инвесторов, дает надежду, что область наверстает упущенное и найдет свой путь к рынку

Ульяновской области долго не везло на руководителей: все, что делали сначала коммунист Юрий Горячев, а затем прославившийся победами в Чечне генерал Владимир Шаманов, не обеспечивало не только расширенное воспроизводство, но даже простое. При этом практически весь местный бизнес был аффилирован с властью и не испытывал здорового влияния рыночной конкуренции. Так что избранному около трех лет назад Сергею Морозову досталось наследство, мягко говоря, небогатое: падающая региональная экономика (ее валовой продукт с 1994 по 2004 год сократился более чем в полтора раза), низкий уровень жизни населения, отсутствие идей и перспектив и как следствие — социальный пессимизм. В конце 2004 года, если верить социологическим опросам, более половины ульяновцев полагали, что они живут хуже всех в России, а 80% из них заявляли, что у региона нет будущего и из него надо уезжать.

Оказавшись в подобной ситуации, руководитель колхоза Егор Трубников, роль которого в известном советском фильме «Председатель» исполнил неистовый Михаил Ульянов, поднимал народ, как бойцов в атаку — матом. Сергей Морозов для придания области позитивного имиджа, а ее жителям уверенности — за неимением лучшего — использовал, на первый взгляд, весьма экстравагантные инициативы. Такие, как экзамен по русскому языку для чиновников, возвращение буквы «ё», акция «Роди патриота», переходящее знамя капиталистического соревнования, слет отличников, а также именные — на деньги чиновников и предпринимателей – скамейки для горожан.

Такой пиар вывел Ульяновск и лично губернатора в ньюсмейкеры самых разных СМИ, что облегчило лоббирование интересов области (в первую очередь финансовых) на федеральном уровне.

Из нижней точки

Необходимость привлечения Ульяновской областью внешних инвестиций (причем не только из федерального бюджета, но и от частных инвесторов) объясняется дефицитом внутрирегиональных финансовых ресурсов. Свидетельство тому — нынешнее состояние местной банковской системы: здесь всего четыре банка-резидента (6−7 место в Поволжье), а уставный капитал самого крупного из них — «Симбирска» — составляет всего 164 млн рублей (и даже этот рубеж достигнут только в нынешнем июле), по размеру же активов (около 765 млн) он занимает 727 место в России.

Объем привлеченных депозитов на 1 апреля 2008 года составил в регионе всего 0,6% от аналогичного показателя по всему Приволжскому федеральному округу (ПФО). Невелик и относительный объем кредитования предприятий — 2,5%, причем более половины его потребляют обрабатывающие производства. Несколько лучше обстоит дело с кредитованием физических лиц и индивидуальных предпринимателей — 3,2%, что соответствует уровню Кировской области и несколько больше, чем в Пензенской, а также в Республиках Мордовия и Марий Эл.

Однако вовсе не с аутсайдерами ПФО собираются соревноваться ульяновские власти — их амбиции простираются до пятой позиции в «топе» поволжских регионов, сразу же вслед за Саратовской областью. Ближе всего ульяновцы подошли к ней по величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (см. график 1) — 61,4 тыс. рублей против 64,6 тыс. (разница всего 5%). Гораздо больше Ульяновская область отстает по вкладам в валовой продукт ПФО и в совокупный объем налоговых поступлений (см. график 2 ) — 1,9% против 4,8% и 3% против 6,7% соответственно.

Чтобы изменить ситуацию, региону нужно существенно увеличить темпы роста ВРП. Недавний прогноз Минэкономразвития РФ (см. таблицу 1) оптимизма на сей счет не прибавляет. Но через некоторое время, когда начнется отдача от инвестиций, привлеченных в Ульяновскую область за последние годы, этот прогноз, скорее всего, будет скорректирован.

В период с 2004 по 2007 год объем производства на крупных и средних предприятиях региона вырос с 45 млрд рублей до 95 млрд, было создано более 20 новых производств, которые дали около пяти тысяч рабочих мест и свыше 350 млн рублей налоговых поступлений, а средняя зарплата выросла вдвое – до 11,8 тыс. рублей. В 2007 году Ульяновская область по темпам роста целого ряда показателей опередила другие регионы ПФО и Россию в целом (см. таб­лицу 2). К примеру, инвестиции в основной капитал увеличились на 28,1% против 18,3% и 21,1% соответственно. Тревожит, однако, высокий удельный вес убыточных компаний – 24,2% против 20,9% и 23,4%.

Ждать милостей от природы не приходится

Использовать для подъема экономики наиболее действенный сегодня «нефтегазовый фактор» Ульяновской области не позволяет природа: все 50 открытых на ее территории месторождений нефти, а также 39 подготовленных и 56 выявленных неф­теперспективных структур по объему извлекаемых запасов не превышают 15 млн тонн. Поэтому добыча углеводородов здесь невелика.

Сказать, что регион совсем лишен минерально-сырьевых ресурсов, нельзя, но чтобы пустить их в дело, нужны немалые усилия. Так, весьма значительны запасы леса, причем их воспроизводство имеет давние традиции. Основным потребителем деловой древесины является местная обрабатывающая промышленность (наиболее крупные предприятия отрасли расположены возле железных дорог Инза – Ульяновск и Инза – Сызрань). Здесь производят тарную дощечку, пиломатериалы, детали для стандартных домов, а также корпусную мебель. Есть еще несколько фаб­рик, выпускающих бумагу, картон, обои и мягкие кровельные материалы.

К водным ресурсам Ульяновской области, кроме Волги, относятся около тысячи прудов, почти 500 болот с торфяными отложениями, а также обильные пресные подземные воды, в том числе минеральные источники с бальнеологическими свойствами. Самые известные из них – «Ундоры», на базе которого создан популярный в стране курорт, а также «Банкет», «Репьевский» и «Бестужевский».

Богатейшие ресурсы сельхозугодий, казалось бы, должны обеспечивать процветание ульяновского сельского хозяйства, однако за 1990−2005 годы производство в нем упало на треть – существенно больше, чем по ПФО и России в целом (13% и 25% соответственно). Крупные агрохолдинги только начинают входить в местный АПК, и его состояние пока сильно зависит от финансовой поддержки властей, которая, надо сказать, возрастает весьма динамично: запланированная на 2008 год сумма бюджетных инвестиций (660 млн рублей) превосходит вложения за три предыдущих года (576 млн). В результате доля сельхозпродукции в ВРП – около 12% (на уровне такой отрасли, как транспорт и связь) – судя по всему, будет не только сохранена, но и увеличена, причем на базе передовых технологий.

Конкурентные преимущества ресурсной базы региона формируются за счет залежей сырья для выпуска строительных материалов — стекла, цемента, бетона, извести, щебня, керамзита, аглопорита, силикатного и глиняного кирпича, а также грубой керамики. Так, запасы карбонатных пород (мела), глин и гидравлических добавок (опоки, диатомиты) для производства цемента здесь считаются практически неограниченными, а вот их использование представляет проблему. К примеру, эксплуатация крупнейшего в мире мелового месторождения «Солдатская Ташла» с перспективными запасами в 750 млн тонн, более трети из которых уже разведаны, даже не начата. Та же ситуация с залежами мела и глины «Бутырская Гора»: информации о создании на его базе крупного цементного производства пока нет. Между тем географическое положение Ульяновской области позволяет с минимальными транспортными издержками поставлять стройматериалы не только поволжским потребителям, но и в регионы Центральной России, где дефицит одного только цемента уже сегодня составляет 15%.

Доминирует «транспортная тема»

Основной ресурс роста ульяновской экономики рукотворен. Это промышленность, чья доля в региональной структуре валовой добавленной стоимости составляет 30% (см. график 3), а точнее, машиностроение, где сосредоточено более половины производственного потенциала области. Исторически ядро машиностроительного комплекса составляют транспортные отрасли – автомобиле— и авиастроительная.

Ульяновский автозавод (ОАО «УАЗ», входящее в холдинг «Соллерс») — крупнейший производитель внедорожников на территории Восточной Европы. Доля экспорта в объеме его продаж составляет 17%. В 2007 году выпущено более 72 тыс. машин марки UAZ (на 13% больше, чем в предыдущем году) и более 2,5 тыс. шасси грузовиков Isuzu (в 5,4 раза больше). Кроме того, запущено производство UAZ Patriot последней модели вкупе с грузовой модификацией, а также новая модель внедорожника Hunter Classic. В планах завода – UAZ Patriot с кондиционером и дизельным двигателем, расширение дилерской сети до 90 центров и переход на стандарты Евро-4. За первое полугодие 2008 года капитализация УАЗа выросла более чем на 8% (с 13,5 млрд рублей до 14,6 млрд), а чистая прибыль составила около 2,2 млрд рублей (на 9% больше, чем за тот же период 2007 года).

В Ульяновске расположен один из крупнейших в Европе авиационных заводов «Авиастар-СП» — производитель пассажирских самолетов Ту-204 и самых грузоподъемных в мире машин Ан-124−100 «Руслан». По словам заместителя гендиректора предприятия Бориса Брусиловского, в текущем году должно быть выпущено восемь Ту-204, в 2010−м — десять, а в 2015−м — 25. Что касается «Русланов», то одному только рынку коммерческих перевозок до 2030 года потребуется около 50 таких самолетов. На «Авиастаре» ведется также подготовка к серийному производству лайнеров Ил-76 (потребность в них на период до 2015 года оценивается в 150 единиц), первый опытный самолет должен появиться уже в 2009 году. А в 2011 году начнется выпуск среднемагистральных лайнеров МС-21 – облегченного варианта Ту-204.

Если «Авиастар-СП» концентрирует у себя не только сборку, но и практически весь процесс изготовления конечной продукции, то УАЗ использует широкую кооперацию: лишь 17% из 4200 узлов и деталей выпускаемых автомобилей делаются на самом заводе и на других предприятиях региона. К числу последних относятся, к примеру, «Автодеталь-Сервис», Димитровградский автоагрегатный завод, а также ОАО «Волжские моторы», выпускающее ежедневно 400 двигателей для ульяновского и нижегородского автозаводов. Производством транспортных средств заняты также ОАО «Ульяновский механический завод №2» (супертоннажные гусеничные краны), ЗАО «Фрест» (оборудование для железных дорог) и ОАО «Утес» (приборы для авто— и авиапрома).

Во многом уникален транспортно-логистический потенциал области — она расположена на пересечении транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг» и насыщена авиационными, железнодорожными и автомобильными трассами, соединяющими Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем. В пределах эффективной транспортной доступности (1000 км) от нее находится целый ряд крупных промышленных центров, где проживает в общей сложности 43 млн человек. Регион располагает двумя аэропортами («Ульяновск-Центральный» и «Ульяновск-Восточный») с взлетно-посадочными полосами, позволяющими принимать все типы самолетов вплоть до космических «челноков», а также двумя глубоководными (в отличие от Казани и Нижнего Новгорода) речными портами, готовыми обслуживать суда типа «река – море», — пассажирским и грузовым. Других крупных портов на правом берегу Волги нет, что дает Ульяновску еще одно конкурентное преимущество.

«Многоточие» роста

«Транспортная тема» естественным образом находит свое выражение и в самых крупных, стратегически значимых для региона инвестиционных проектах. Именно в этой сфере сконцентрированы многие точки роста областной экономики. Одна из таких точек – особая экономичес­кая зона портового типа (ПОЭЗ) «Волга-АвиаКарго» на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный». Право на ее создание регион получил нынешним летом, став одним из трех победителей конкурса под эгидой Минэкономразвития РФ. Концепция ПОЭЗ предусматривает кардинальное увеличение грузопотока через Ульяновскую область за счет создания трех кластеров — терминально-логистического, технического обслуживания и ремонта воздушных судов и кластера вспомогательных видов деятельности. Общий объем инвестиций в ПОЭЗ составит около 20 млрд рублей — 7 млрд в течение десяти ближайших лет поступит равными долями из федерального и областного бюджетов, а остальные средства вложат частные компании.

Первым резидентом ПОЭЗ стала российская группа компаний (ГК) «Волга-Днепр» — лидер на рынке наземных и воздушных перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. Инвестиции ГК на первом этапе создания технической базы по ремонту и обслуживанию воздушных судов в Ульяновске составят около 20 млн долларов (15 млн из них пойдет на строительство ангара, а пять миллионов — на подготовку персонала с участием специалистов компании Boeing).

В этой ПОЭЗ будет реализован еще один крупный инвестпроект – строительство завода по выпуску четырехместных пассажирских реактивных самолетов «Эклипс-500», способных развивать скорость до 670 км в час. Компания Etirc Aviation (Люксембург) создаст в Ульяновске высокотехнологичное авиастроительное предприятие, где самолеты будут собираться на конвейере из импортируемых воздушным путем компонентов и своим ходом отправляться потребителям. Такая схема позволит упростить производственный процесс, а значит, снизить себестоимость продукции. Проект стартовал в нынешнем феврале, первые 50 лайнеров соберут уже в 2009 году, а через 36 месяцев ежегодный объем их выпуска составит 800 единиц в год, к этому же времени планируется выйти на полную локализацию производства. Четверть самолетов предназначена для России, а остальные будут экспортироваться в страны СНГ, Европы и Азии. За счет реализации данного проекта регион получит пять миллиардов рублей инвестиций и 1500 новых рабочих мест.

Особые зоны – территории, которые, по словам заместителя председателя регионального правительства Дмитрия Рябова, законодательно закреплены для промышленного использования и на бюджетные средства обеспечены всей необходимой для этого инфраструктурой, ульяновские власти рассматривают как эффективный механизм для привлечения частных инвесторов. Кроме площадки для размещения производства они получают еще льготные налоговые и арендные ставки, возможность использования залогового фонда Ульяновской области и государственных гарантий, а также систему сопровождения инвестпроектов.

Промзоны «Заволжье» и «Новоульяновск» уже работают, планируется создание по меньшей мере еще трех — на территории Сенгилеевского района (вблизи месторождений кварцевых песков и цементного сырья), а также в Димитровграде. Первыми резидентами «Заволжья» стали две транснациональные компании — лидер мирового рынка пива SABMiller построит здесь пивоваренный завод (инвестиции в проект составят 5,7 млрд рублей), а производитель продуктов питания MARS – кондитерскую фабрику (1,5 млрд) и завод по выпуску кормов для животных (0,75 млрд). На этой площадке планируется разместить еще и семь-восемь компаний, производящих авто— и авиакомпоненты. Интерес к проектам в этой сфере проявляют бизнесмены из Германии, Нидерландов, Турции, Болгарии, Словакии и других стран.

Резидентами же промзоны в Новоульяновске, городе-спутнике областной столицы, станут производители стройматериалов. Здесь разместится, в частности, производство технологических линий для цементной промышленности.

Больше, чем мост

И все же главным, более того — знаковым инвестпроектом в Ульяновской области считают новый мост через Волгу. Затяжку его строительства более чем на 20 лет прямо связывают с тем, что регион до сих пор не использовал свои конкурентные преимущества, причем не только в транспортно-логистической сфере. Объект и правда впечатляет: сооружение с длиной надводной части более 6000 метров, шириной в верхнем ярусе, где будет двигаться автотранспорт, 25 метров, а в нижнем, предназначенном под скоростной трамвай — 13 метров. Нужду в новом мостовом переходе ульяновцы ощущают буквально каждый день: старый, связывающий центральную часть города с промзоной и спальными микрорайонами на другом берегу Волги, крайне изношен и не устраивает разросшийся Ульяновск по пропускной способности.

Сооружение нового моста началось в 1986 году, однако в период «перестройки и ускорения» реализация проекта замедлилась, а к 1996 году прекратилась вовсе: тогдашние руководители области не выполнили обязательства по софинансированию строительства. С тех пор идея достройки моста стала лейтмотивом предвыборных кампаний всех местных политиков, в том числе Владимира Шаманова, ставшего ульяновским губернатором. Однако за четыре года правления возобновить инвестиции из Москвы он так и не смог. А вот Сергею Морозову, сумевшему найти подходы к вице-спикеру Госдумы, секретарю президиума генсовета «Единой России» Вячеславу Володину и к руководителю федерального министерства транспорта Игорю Левитину, это удалось.

За три последних года установлено десять пролетов нового моста — столько же, сколько за двенадцать предыдущих лет. В 2008 году на этот объект выделено около четырех миллиардов рублей, из них 1,5 млрд — в дополнение к первоначальным планам. На данный момент готовность моста оценивается в 80%, к началу 2009 года планируется завершить установку всех пролетов и соединить берега Волги, а к началу 2010−го — ввести первую очередь сооружения в эксплуатацию. Этим, однако, не исчерпываются планы ульяновских властей. Вокруг строящегося моста возник амбициозный – федерального масштаба – проект «Волжский транзит», который, как рассчитывает губернатор Морозов, «принесет огромные инвестиции в экономику Ульяновской области».

Речь идет о том, чтобы с 2009 года начать создание трассы «Средняя Волга», которая пройдет по новому мосту и разгрузит на 15−20% автомагистрали М5 и М7 панъевропейского транспортного коридора. Для этого нужно будет построить автодороги в обход Ульяновска и Димитровграда, а также реконструировать трассу, связывающую эти города с Самарой (см. схему). Кроме «Средней Волги» в «Волжский транзит», расширительно понимаемый как кластер, предлагается включить терминально-логистический комплекс на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный», железнодорожный терминал в областном центре и тамошний грузовой речной порт. Стоимость всего проекта оценивается в 50 млрд рублей, причем его автодорожную составляющую мыслится осуществить в рамках государственно-частного парт­нерства.

Сегодня уже никто не вспоминает о существовавших еще несколько лет назад планах по разделению депрессивного симбирского края между соседними, более продвинутыми, регионами — Самарской областью и Республикой Татарстан. Ульяновская область буквально бурлит инвестпроектами, многие из которых охватывают самые модные нынче сферы – кластеры и нанотехнологии. А новый мост через Волгу ульяновцы воспринимают как индикатор качества жизни и символ динамичного развития их региона при поддержке Москвы.